Государственный суверенитет Российской Федерации

Государственный суверенитет Российской Федерации

Выделяют три вида суверенитета: государственный суверенитет, суверенитет народа и суверенитет нации.

Государственный суверенитет можно определить как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права.

Государственный суверенитет рассматривается в двух аспектах: внешнем – как самостоятельность и независимость государства на международной арене и внутреннем – как верховенство во всех делах на своей территории.

Идеологом теории государственного суверенитета считается французский мыслитель Ж. Боден (1530–1596). Он связал суверенитет с государственной властью и представил его в виде свойства государственной власти быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой.

Понятие народного суверенитета, в обоснование которого вложил свой талант французский философ Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), возникло в процессе борьбы против абсолютистской монархической власти за утверждение прав так называемого “третьего” сословия (буржуазии). Главная идея теории народного суверенитета заключалась в том, что источником государственной власти является не воля властителя (императора, короля и т.п.), а воля народа. Как считал Руссо, суверенитет всегда принадлежит народу и не

может быть ограничен никакими законами. Тем самым понятие народного суверенитета наполняло новым, демократическим содержанием категорию “государственный суверенитет”. Это было огромным шагом в понимании природы государственности и поисках путей ее демократического преобразования.

Идеи национального суверенитета возникли в период нарастания освободительной борьбы народов, когда была поставлена под сомнение власть империй и подданные в колониях стали требовать права на самостоятельность и соответственно государственность. Суть данной идеи состояла в предоставлении каждому народу возможности создать свое государство. В результате движение за национальный суверенитет и его реализация в политико-правовой форме вошли органической частью в общий демократический процесс.

Наличие трех видов суверенитета вовсе не говорит о том, что они самостоятельны, разнопорядковы и проявляются независимо друг от друга. Явление суверенитета можно соотносить только и исключительно с государством. Именно государство как властная сила общества характеризуется суверенитетом как внутри себя, так и вне. Народ создает государство и в данном контексте выступает носителем государственного суверенитета. Иными словами, государственный суверенитет отражает состояние государственной воли народа. Разумеется, что в демократически организованном государстве, охватывающем все население той или иной территории, эта воля должна быть самостоятельной, независимой и верховной.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Государственный суверенитет может быть формальным или ограниченным.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например ради достижения определенных общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Государственный суверенитет неотчуждаем и неделим, он всегда связан с государством и волей людей, объединенных в него.

Любое государство, унитарное или федеративное, обладает одним и единственным государственным суверенитетом, который формируется волей составляющего его народа (населения, граждан) и реализуется механизмом соответствующей государственной власти. Внутригосударственные образования не могут обладать государственным суверенитетом. Конституция РФ провозглашает только “суверенитет Российской Федерации”, который “распространяется на всю ее территорию”.

Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации “О государственном суверенитете Российской Федерации”.

К конституционным основам государственного суверенитета РФ относятся:

  • – верховенство Конституции РФ и федерального законодательства над законодательством субъектов РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);
  • – территориальная целостность и неприкосновенность границ (ч. 3. ст. 4 Конституции РФ);
  • – право защиты своего суверенитета во внутренних и внешних делах (ст. 56, п. “к” ч. 1 ст. 71);
  • – единые вооруженные силы (п. “м” ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);
  • – единство экономического пространства, единое финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (п. “ж” ч. 1 ст. 71, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ);
  • – исключительное право на внешнеполитическую и международно-договорную деятельность (п. “к” ч. 1 ст. 71);
  • – управление федеральной государственной собственностью, регулирование важнейшими отраслями народного хозяйства и стратегическими природными ресурсами (п. “д” ч. 1 ст. 71).
Читайте также:  Какая последовательность подписания рапорта на продление

Источник: studme.org

Российская Федерация – суверенное государство

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за её пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.

В буквальном смысле слово «суверенитет», происходит от латинского слова «supro», означает то свойство власти, в силу которого она является «высшей», т.е. её верховенство. Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории страны конституции и других законов, издаваемых высшими органам государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. Эти органы охватывают все полномочия, необходимые для осуществления всех функций государства.

Независимость государственной власти, которая проявляется в сфере международных, межгосударственных отношений, означает самостоятельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними.

Сказанное позволяет выделить основные признаки государственного суверенитета. К ним относятся: 1) полновластие в области внутренне и внешней политики; 2) независимость государственной власти от других властей в осуществлении функций государства; 3) равноправие с другими участниками международных отношений; 4) реальные гарантии полновластия государства в лице высших представительных органов: законодательно установленный порядок их отношений с другими государственными органами и общественными организациями, экономические гарантии.

Согласно Конституции РФ (ст.4) суверенитет РФ распространяется на всё её территорию и характеризуется следующими основными чертами:

1) Россия является много национальным государством, поэтому носителем суверенитета и единственным источником власти является её многонациональный народ (ч.1 ст.3);

2) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3);

4) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей на всей территории России (ч.2 ст.4);

5) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч.3 ст.4);

6) Российская Федерация является равноправным членом международных организаций (ООН, Совет Безопасности, ЮНЕСКО);

7) Российская Федерация добровольно ограничивает свои полномочия при вступлении в межгосударственные союзы (например, СНГ).

Суверенитет государства должен обеспечиваться определенными гарантиями. Такие гарантии были предусмотрены Декларацией «О государственном суверенитета РСФСР», принятой 12 июня 1990г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Декларация предусматривала политические, экономические и правовые гарантии суверенитета РСФСР.

31 октября 1990 г. Верховный Совет РФ принял Закон «Об обеспечении экономический основы суверенитета РСФСР». Согласно закону земля, её недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир и другие ресурсы, расположенные на территории РФ, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны России, а также образующихся в реках России запасов андромных видов рыб за пределами морской экономической зоны, хозяйственные и культурные ценности являются национальным богатством народов России. Порядок и условия владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются законодательством РФ и республик, входящих в её состав.

Основные идеи Декларации и закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РФ» получило отражение в Конституции РФ. Защита РФ и её государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной – Вооруженными Силами РФ, которые защищают её государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической – осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, руководящими различными отраслями управления. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы.

Читайте также:  Отпечатки пальцев могут ли снять

Источник: lawbook.online

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к народу России, а по отношению к другим государствам, обладающим аналогичной властью. Носителем государственного суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, который реализует его либо непосредственно через референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ), либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.

Юридическая энциклопедия . 2015 .

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУД

Смотреть что такое “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ” в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Юридический словарь

Государственный суверенитет — см. Суверенитет … Энциклопедия права

Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Выступая признаком… … Большой юридический словарь

Государственный суверенитет — (фр. souveraineté верховная власть) это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права;… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

государственный суверенитет — см. суверенитет. * * * см. Суверенитет … Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а т.ж. подчинение государства властям иностранных государств в сфере… … Энциклопедический словарь экономики и права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Энциклопедия юриста

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см.: Суверенитет … Энциклопедический словарь конституционного права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к … Энциклопедический словарь экономики и права

Источник: yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru

Суверенитет Российской Федерации

Верховенство государственной власти – это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е., исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых законодательными органами государственной власти в соответствии с Конституцией.

Независимость государственной власти, означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределах государства.

Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. По этой причине первые демократические конституции четко закрепляли неделимость суверенитета. Пример этому можно привести, Конституция Франции 1791 г., устанавливала такие правила: суверенитет «един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем». Но после того, как закончилась Вторая мировая война, цивилизованный мир осознал необходимость создания мирового сообщества. Та же Франция в преамбуле Конституции 1946 г., установила, что онa «соглaшaется на условиях взaимности с огрaничениями суверенитетa, необходимыми для оргaнизaции и защиты мира». Анaлогичные положения были включены в конституции рядa других стрaн, что, в чaстности, позволило создaть Европейский Союз.

Эти тенденции обошли Россию, которaя нaходясь с 1922 г., в состaве СССР, фaктически утрaтилa суверенитет и не выступaлa, как субъект междунaродного прaвa. Восстaновление суверенитетa РСФСР (это госудaрство являлось суверенным с 1917 г. по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когдa I Съезд нaродных депутaтов принял Деклaрaцию о госудaрственном суверенитете РСФСР. Хотя в деклaрaции вырaжaлaсь решимость создaть демокрaтическое госудaрство в состaве обновленного СССР, очевидный смысл провозглaшенного суверенитетa состоял в стремлении обеспечить свою незaвисимость в первую очередь по отношению к СССР. Подтверждение госудaрственного суверенитетa было внесено в преамбулу действовавшей Конституции РСФСР.

Читайте также:  Можно ли жить с несовершеннолетней

Конституция 1993 г., содержит новые подходы к суверенитету госудaрствa. За локоничностью ст. 4 чувствуется обеспокоенность в связи с возникновением центробежных тенденций и стремление обеспечить территориaльною целостность госудaрствa. Положение о госудaрственном суверенитете следует срaзу же зa стaтьей, в которой закреплен суверенитет нaродa, этим подчеркивaется их нерaзрывнaя связь и исходное знaчение суверенитетa народa. Суверенитет Российской Федерaции зaкрепляется в следующих трех положениях:

  • 1) Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;
  • 2) Конституция РФ и федеральные зaконы имеют верховенство нa все территории Российской Федерации;
  • 3) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

Эти формулировки особенно вaжны для понимaния нового российского федерaлизмa. Они не оставляют сомнения в том, что на территории Российской Федерaции не может быть кaких-либо иных суверенитетов, что субъекты РФ, дaже имеющие стaтус госудaрствa, могут рaссмaтривaться только, кaк облaдaющие сaмостоятельностью в пределaх своих полномочий. Это соответствует ст. 73 Конституции, которая предоставляет субъектам РФ «всю полноту госудaрственной влaсти», но только за вычетом полномочий по предметaм ведения Федерации и полномочий по предметaм совместного ведения Федерации и ее субъектов. Последние, тaким обрaзом, не облaдaют суверенитетом и любые попытки того или иного субъекта РФ утвердить себя, как суверенное госудaрство противоречaт Конституции РФ, да и здрaвому смыслу. Сaмопровозглашенный суверенитет несовместим с признaнием верховенствa федерaльной Конституции.

В постановлении Конституционного суда РФ от 7 июня 2000 г., указано: «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской федерации.

Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е., не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия республик не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа – носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России, как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве».

В таком же соотношении находятся Конституция РФ и федеральные законы, с одной стороны, и все нормативные акты субъектов РФ – с другой. Положение о «верховенстве на всей территории Российской Федерации» не может означать ничего другого, как установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Российский федерализм – это не многовластие, а ясное разделение полномочий единой по своей природе власти между Федерацией и ее субъектами. В ст. 5 в связи с этим закрепляется положение о государственной целостности и единстве системы государственной власти.

Важный аспект суверенитета – неприкосновенность территории. Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать её в случае нападения или демографической экспансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что нарушение или притязание на территорию любого региона является тем самым нарушением суверенитета Российской Федерации и влечет соответствующие меры с ее стороны. Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным правом.

Конституция прямо не устанавливает делимость государственного суверенитета с мировым сообществом. Однако этот принцип, свойственный многим современным государствам, по существу, как бы содержится в Конституции, хотя и не относится к основам конституционного строя. Так, ст. 79 гласит, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

В этой формулировке заложены принцип взаимности уступок полномочий (в соответствии с договорами) и четкие пределы таких уступок: не ограничивать права и свободы и не противоречить основам конституционного строя.

Источник: vuzlit.ru