Советы юриста
Советы юриста. Нужно ли открывать филиал, если деятельность ООО ведется не по месту регистрации
Меня зовут Денис. Наше ООО зарегистрировано в одном городе, а деятельность ведется в другом городе. Требуется ли открывать филиал?
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», общество может создавать филиалы по решению общего собрания своих участников. Согласно части 2 статьи 5 ГК РФ филиал осуществляет все функции основного юридического лица, либо их часть, в том числе функции представительства.
Созданию филиала должно предшествовать соответствующее решение органов юрлица и регистрационные действия в налоговой службе. Создание филиала обязательно отражается в ЕГРЮЛ, а постановка на учет в налоговых органах производится автоматически согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ. Филиал, выделенный на отдельный баланс, самостоятельно ведет бухучет. Во многих случаях учреждение филиала не выгодно компании, например, из‑за сложной регистрационной процедуры, дополнительных расходов, или потому что в соответствии со статьей 346.12 НК РФ организация, имеющая филиал, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Гражданский кодекс РФ определяет филиалы и представительства как обособленные подразделения юрлица. Вместе с тем, налоговое законодательство и правоприменительная практика допускает регистрацию обособленного подразделения, которое не является филиалом или представительством. При этом наличие у компании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством), не является препятствием для применения УСН. Разъяснения на этот счет неоднократно давали госорганы, например, в письме Минфина РФ от 12.05.2014 № 03‑11‑06 / 2 / 22075.
Таким образом, в настоящее время, для ведения деятельности в другом городе допускается организовать обособленное подразделение, которое не обладает признаками представительства или филиала. При этом компании не придется вносить изменения в учредительную документацию, как при открытии филиала.
Для создания такого подразделения нужно издать соответствующий приказ и уведомить ФНС заявлением по установленной форме № С-09‑3‑1. По месту нахождения подразделения организация должна встать на налоговый учет согласно п. 1 ст. 83 НК РФ. Руководить подразделением может руководитель основной организации.
Если обособленное подразделение начисляет работникам выплаты, необходимо перечислять взносы на социальное, медицинское и обязательное пенсионное страхование по месту своего нахождения. Если расчеты с сотрудниками производит не подразделение, а головное отделение, обязанность по уплате взносов согласно пункту 11 статьи 431 НК РФ ложится на головное отделение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ компания обязана сообщить о своем обособленном подразделении в налоговый орган письменно, на такое уведомление законом отводится один месяц. Если срок нарушен, появляются основания для привлечения к ответственности по статье 126 НК РФ (штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ), а также по статье 15.6 КоАП РФ (штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.). За ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет обособленного подразделения предусмотрена ответственность по статье 116 НК РФ (штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей).
Таким образом, если ООО зарегистрировано в одном городе, а деятельность ведет в другом городе, оно вправе открыть филиал, или создать обособленное подразделение, не обладающее признаками филиала. Сведения о данной структуре не включаются в ЕГРЮЛ.
Максим Прокопенко,
старший юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания»
Источник: mbgazeta.ru
Осуществление бизнесом деятельности не по месту регистрации: риски резко возросли
В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.
Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.
В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» – это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).
В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).
При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).
Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.
Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.
Цена крайне высока – штраф 10% от всех доходов, полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.
Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».
Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.
И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).
Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).
Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.
А мы далее на этой волне все же попытаемся сформулировать возможные пути решения обозначенной проблемы:
1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.
При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.
Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».
Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.
Считаем, что ссылка на приведенную норму НК РФ со своеобразными разъяснениями Законодателя являются железным аргументом в отстаивании своих прав в этой части.
Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.
2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.
Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.
При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.
Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).
(1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.
В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. – но это уже совсем другая история.
Источник: www.klerk.ru
Регистрация ООО в другом регионе (городе) – пошаговая инструкция
- Особенности регистрации ООО в другом городе: создание обособленного подразделения юрлица
- Пример 1. Не признание обособленного подразделения
- Пример 2. Признание обособленного подразделения
- Открытие ОП в другом городе: пошаговые действия
- Как правильно составить сообщение в налоговую для регистрации ОП в другой местности
- Как ОП поставить на учет во внебюджетных фондах (ПФР и ФСС)
- Распространенные ошибки при регистрации ООО в другом городе либо регионе
- Ответы на часто задаваемые вопросы
Правовую сторону вопроса о порядке регистрации, учреждении ООО определяют, по сути, два основных нормативных акта:
Согласно применяемым законодательным нормам регистрация ООО возможна по месту нахождения постоянно функционирующего исполнительного органа. Если таковой отсутствует, то месту пребывания иного органа (лица), которое имеет соответствующие полномочия, и посему вправе действовать от имени юрлица. Об этом свидетельствует ст. 8 ФЗ РФ № 129. Речь здесь идет о главе, руководителе (директоре, гендиректоре) и юрадресе ООО.
Важно! Регистрация и существование ООО без юрадреса не возможна.
В качестве юрадреса можно использовать арендованное нежилое помещение, дом. адрес собственника (в том числе учредителя, директора). Законодательство разрешает также покупать юрадрес. Следует иметь в виду, что именно он будет зафиксирован в ЕГРЮЛ.
Глава ООО должен постоянно пребывать по данному зарегистрированному адресу — ведь через него будет осуществляться связь с обществом, его руководителем. Перечисленные нормы законодательства являются обязательными и касаются всех юрлиц.
Допускается также открытие ООО без учета прописки учредителей по заявленному юрадресу. Отсюда следует, что открыть ООО в ином городе (регионе) можно, но при условии, что там будет находиться его постоянный исполнительный орган.
Т. е. как таковой привязки регистрации данных лиц к юрадресу на законодательном уровне не имеется. В рассматриваемой ситуации ключевую роль играет лишь место расположение головной структуры, центрального офиса. Таким образом, открыть ООО можно в одном городе, а вести деятельность в другом.
Особенности регистрации ООО в другом городе: создание обособленного подразделения юрлица
Когда ООО зарегистрировано в одном городе, а деятельность ведет в другом, говорят об образовании обособленного подразделения (далее по тексту в сокращении — ОП), которое:
- не наделяется правами юрлица и располагается вне места его нахождения, «изолированно»;
- открыто на период более месяца;
- имеет не менее одного оснащенного стационарного рабочего места;
- может иметь свою печать с балансом, но при этом бухгалтерия ведется консолидировано.
Для целей признания ОП факт его создания фиксировать в учредительных и иных документах ООО не обязательно. В связи с вышесказанным, интересным представляется мнение МНС РФ по этой части, изложенное в доступных документах, датированных прошедшими годами, но не утратившими значимость.
МНС РФ, обращая внимание на перечисленные выше факты, отмечает следующее. Создание даже одного рабочего стационарного места за пределами нахождения организации уже является основанием для постановки на учет в ИФНС по месту расположения ОП. Данная норма является обязательной и оспариванию не подлежит.
К сведению, как свидетельствуют установки ст. 209 ТК РФ , рабочее место — это место, которое контролирует наниматель и где работник должен пребывать в силу выполнения своих трудовых обязанностей.
Обособленное подразделение не приравнивается к филиалу либо представительству юрлица (ООО).
Ст. 23 НК РФ обязывает всех налогоплательщиков своевременно вставать на учет, отчитываться перед налоговой установленным порядком и, соответственно, уплачивать положенные по закону налоги.
Отсюда следует, что при образовании ОП его необходимо зарегистрировать, т. е. поставить на учет в местной ИФНС. Настоящий порядок регламентирует п.1ст. 83 НК РФ. Если данное подразделение создается на одной территории, рядом с самим обществом, то его регистрация не производится.
Следует отметить, что после оповещения ИФНС ОП применяет ту же систем налогообложения, что и головная структура. Обособленное подразделение вправе самостоятельно отчитываться перед налоговой, платить НДФЛ, а также сборы на прибыль, транспорт, имущество и соответствующие взносы в фонды.
Пример 1. Не признание обособленного подразделения
Директор ООО заключил трудовой договор с гражданином И. Н. Встречным по части дистанционной работы. Условия соглашения таковы, что данный сотрудник вправе трудиться вне места нахождения нанимателя.
Взаимодействие двух сторон, И. Н. Встречного и директора ООО, происходит в интерактивном режиме, дистанционно, посредством сети Интернет. По сути, данный сотрудник находится за пределами стационарного оборудованного рабочего места, которое подконтрольно нанимателю.
Отсюда следует, что понятие дистанционной работы применительно к нормам ТК РФ, не позволяет признать обособленное подразделение по месту нахождения дистанционного работника И. Н. Встречного.
Пример 2. Признание обособленного подразделения
ООО собирается арендовать складские помещения в соседнем городе для хранения заменителей кожи и иного искусственного сырья. Предполагается, что работать склад будет по определенному графику. Постоянных работников там не будет. Еженедельно туда будут приезжать два человека для того, чтобы привести и увести необходимое количество сырья.
В рассматриваемой ситуации складские помещения могут признаваться обособленным подразделением. По—мнению экспертов, работники ООО приезжают на склад для выполнения конкретной работы, что обуславливает создание стационарного рабочего места. Соответственно, ОП подлежит регистрации.
Открытие ОП в другом городе: пошаговые действия
Для целей регистрации ОП применяется упрощенная схема.
Последовательность действий такова: сначала открывают подразделение, затем об этом сообщают налоговой. Это значит, что до обращения в ИФНС у ОП уже должен быть свой адрес и как минимум одно оборудованное рабочее место. Вопросами регистрации занимается, как установлено, глава ООО (директор).
· аренду (покупку) помещений;
· оборудование рабочих мест;
· поиск персонала и прием его на работу (перевод работников из «центра»);
(если он обращается лично);
По окончании всей процедуры регистрирующая ИФНС самостоятельно пересылает документы, касающиеся ОП, в ту налоговую, где сформировано новое подразделение. Следует отдельно обратить внимание, что в Устав сведения об открытом ОП не заносятся.
К сведению, если уже действующее и зарегистрированное ОП переезжает в другой город, то обязательно осуществляются следующие действия. Сначала ОП закрывают в одном городе, а затем открывают на новом месте работы — в другом городе.
Как правильно составить сообщение в налоговую для регистрации ОП в другой местности
Для данного заявления установлена типовая форма С-09-3-1, которая утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/362@ от 09.06.2011. Бланк состоит из 2 страниц. Первая содержит информацию об ООО и заявителе, а вторая — о регистрируемом ОП. Заполняются обе директором либо его доверенным лицом..
Страница 2 оформляется на каждое открываемое ОП. Соответственно в готовом виде сообщение датируется и подписывается заявителем. При наличии на нем проставляется печать.
Как ОП поставить на учет во внебюджетных фондах (ПФР и ФСС)
Сведения об открытии ОП для целей учета подаются в ПФР и ФСС только в определенных случаях. В общем случае постановка производится по месту расположения действующего ОП.
Условия постановки
Документы для подачи в фонды
свидетельство о постановке на учет ООО в ИФНС;
уведомление об имевшей место регистрации в фондах (для ПФР);
извещение о регистрации в качестве страхователя (для ФСС);
Никакие госпошлины при регистрации ОП и последующей постановке его на учет в фондах, оплачивать не нужно. Все траты ограничиваются оплатой нотариальных услуг по заверке ксерокопий.
Распространенные ошибки при регистрации ООО в другом городе либо регионе
Ошибка 1. Вопреки ошибочному мнению некоторых заявителей регистрация ООО не осуществляется по месту жительства учредителей.
Общий порядок, установленный ФЗ РФ № 129, свидетельствует о том, что регистрация ООО производится исключительно по месту нахождения его юрадреса. Данное правило является незыблемым и применяется повсеместно.
Ошибка 2. Все виды территориальных отделений ООО, которые находятся в другом городе, подлежат госрегистрации. Причем как офисные, так и торговые помещения исключением не являются. Их также регистрируют как обособленное подразделение установленным порядком.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос№1: Нужно ли перерегистрировать ООО, если в другом российском городе создано его обособленное подразделение?
Нет, не нужно. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ следует сообщить о создании данного подразделения в региональную местную налоговую. Причем сделать это нужно обязательно и не позднее месяца с момента его формирования.
Таким образом будет выполнено требование п. 1 ст. 83 НК РФ о постановке на учет юрлиц (ООО) по месту расположения каждого его обособленного подразделения.
Вопрос №2: Что грозит тем, кто вовремя не заявил об образовании своего подразделения в ином городе?
Данные действия расцениваются как нарушение. Соответственно, нарушителя привлекают к ответственности. Штрафные санкции применяются в следующих размерах и случаях:
- Неподача каждого необходимого документа по п. 1 ст. 126 НК РФ – 200 руб.
- Нарушение сроков предоставления требуемых сведений в налоговую (отказ от представления) по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – штрафуют должностных лиц от 300 до 500 руб.
- Если юрдицо осуществляет деятельность без постановки на учет, нарушая установленный порядок, то по п. 2 ст. 116 НК РФ с него взыскивают 10% от полученной в этот период прибыли, но не менее 40 000 руб.
Источник: online-buhuchet.ru
Наша организация зарегистрирована в одном районе города. Мы арендуем офис в другом районе, а склад.
А по местам нахождения разные налоговые инспекции? Для налоговиков важно, чтобы по адресу были стационарные рабочие места. То есть, офис, скорее всего, придется зарегистрировать, если там реально сидят каждый день ваши работники. А вот склад, если, например, туда просто кто-нибудь приезжает и сгружает-загружает товар, а сам на складе не сидит – можно и не регистрировать. Можно в договор аренды склада что-нибудь написать. Например: услуги по погрузке, разгрузке, охране оказывает арендодатель. Как-то так.
Ну и в своей налоговой можно уточнить. Даже желательно это сделать 🙂
Признаки обособленного подразделения такие:
территориально обособлено от головной организации
оборудовано одно и более стационарных рабочих мест
отражение в учредительных и иных организационно-распорядительных документах – не обязательно
вне зависимости от наделения полномочиями
помещение (объект, территория), где находится рабочее место, подконтрольно головной организации
контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению помещением, а также необходимым для работы оборудованием и инструментами
рабочее место создано на срок более одного месяца
независимо от того, будет работник трудиться на этом месте постоянно или периодически
рабочее место – место, где работник должен находиться или куда должен прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя (ч.6 ст. 209 ТК РФ)
Если рабочее место является обособленным подразделением, то:
1. Подготовить приказ о создании ОП, с указанием даты создания ОП, адреса ОП, вида деятельности в ОП, лиц, ответственных за уведомление контролирующих органов о создании ОП
2. Направить сообщение в налоговый орган о создании ОП
3. Получить уведомление от налогового органа о постановке на налоговый учет обособленного подразделения, с указанием КПП ОП
Определить, необходимо ли наделить ОП полномочиями по начислению и выплатам вознаграждений физическим лицам (с 01.01.2017г)
Если ОП необходимо наделить полномочиями по начислению и выплате вознаграждений физ лицам, то
4. Подготовить приказ о наделении полномочиями
5. Направить сообщение в налоговый орган
6. Направить Уведомление в ФСС о создании ОП в некоторых случаях
Форма сообщения:
Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях (форма N С-09-3-1) (КНД 1111053),
утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@
Форма по КНД 1112536
Сообщение российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного
подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (о лишении полномочий)
по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц
Источник: nalog-nalog.ru