Жизнь не по специальности

Жизнь не по специальности

Почему выпускники российских вузов не хотят работать по профессии?

В школах Петербурга и других российских городов сегодня прозвучит последний звонок, и вскоре после сдачи экзаменов выпускники устремятся в вузы. При поступлении большинство абитуриентов уверенно скажут, что идут за интересной профессией, которой планируют посвятить всю жизнь.

Однако статистика говорит об обратном — многие молодые люди в итоге ни дня не работают по специальности, а получение высшего образования рассматривают как долгий поход за «корочками».

«Росбалт» попросил экспертов объяснить, чем объясняется такая тенденция и нужно ли вообще пытаться ее переломить.

Даниил Александров, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией социологии:

«Проблема в России состоит не в том, что выпускники не работают по профессиям, которые они получили в вузе, а в том, что по таким бессмысленно узким специализациям и готовить, и работать очень сложно.

У нас предельно бюрократическое представление о высшей школе и ее роли. Предполагается, что она готовит людей к узкой специальности, давая им соответствующие компетенции. Но это абсолютно ложное представление.

Единственная профессия, которой всерьез готовят именно вузы, — медицина. Теперь давайте задумаемся, как устроено обучение. Полный цикл — это долгий учебный процесс плюс интернатура в клиниках. По остальным направлениям нет и не может быть такой подготовки. Менеджера „вырастить“ в вузе в принципе невозможно, так как здесь нужен опыт работы. Также нельзя научить журналиста на журфаке без практики на телевидении или в газете.

Поэтому вуз и не должен никого готовить к узкой специальности непосредственно. В нем должны обучать тому, чтобы человек потом успешно на работе сам научился своему делу.

В мире распространена англо-саксонская модель, которая предполагает четыре года обучения в колледже без жесткой специализации. И диплом профессионала выпускники так и не получают.

Например, юристы в США после бакалавриата еще заканчивают школу права, а затем, чтобы получить право адвокатской практики, должны сдать очень трудный экзамен, проводимый не вузом, а адвокатской ассоциацией. Большинство людей там заканчивает четыре года бакалавриата и идут учиться своему делу на работе, независимо от специализации. А потом, если очень надо, то проходят специальную магистратуру, часто после нескольких лет работы.

В какое-то время в Университете Техаса в Остине на политические науки была записана тысяча человек. Понятно, что речь не шла о подготовке тысячи политологов. Кто-то теперь работает чиновником, кто-то менеджером в бизнесе, а кто-то еще где-то. Надо думать, хорошее образование и знание политической системы им всем помогло в жизни и работе. И никого не пугает, что они не стали политологами.

Проблема работы не по специальности не волнует никого в мире. Зато в России она беспокоит всех. Вместо того, чтобы наконец успокоиться и развивать больше вариативности в базовом бакалаврском образовании, в нашей стране с необычайным остервенением готовят новые профессиональные стандарты по узким специальностям, где прописывают тонкости, которых невозможно достичь.

На мой взгляд, излишняя озабоченность идеей подготовки профессионалов укоренилась в российских головах во время ускоренной индустриализации, когда вузы рождались по требованиям наркоматов, готовивших для себя специалистов ударными темпами. Но ускоренная индустриализация подобна войне с особыми требованиями к людям. У нас сейчас замедленное развитие страны. Чего беспокоиться — люди сами как-нибудь разберутся.

Для наглядности приведу реальный пример отдела внешних связей в небольшой биотехнологической компании. В ней работают начальник и двое молодых подчиненных. Один человек по образованию юрист, другой — экономист. Оба считают, что работают по специальности. Один думает, что он оформляет юридические документы, другой — что он занимается экономической деятельностью.

На самом деле оба растаможивают товары в Пулково. И взяли их потому, что у них есть машины. С одной стороны, можно считать, что они работают по специальности, а с другой — их обязанности мог бы выполнять выпускник хорошей школы. Мне кажется, что эта проблема не просто преувеличена — она создана искусственным образом».

Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу:

«Опрос, проведенный среди соискателей, показал, что 28% специалистов из Петербурга работают по специальности, 22% выбрали смежную профессию, а основная трудовая деятельность 43% опрошенных работников никак не связана с полученным образованием. Причем чуть больше трети респондентов довольны своей нынешней работой, а 44% — нет.

Если говорить о сегодняшних выпускниках вузов и средних специальных учебных заведений (ссузов), то чуть больше половины молодых специалистов (51%) намерены работать по специальности, а 22% заявили об обратном. То есть определенный прогресс на этом направлении есть, однако проблемы в определении индивидуальной карьерной траектории у начинающих специалистов по-прежнему существуют.

Во-первых, в нашей стране отсутствует система комплексной профориентации, которая помогала бы уже на ранней стадии выявлять склонности и способности ребенка, информировать подростков о перспективных направлениях и сферах, развивать важные сегодня и в будущем навыки. Ведь через 5-10 лет многое из того, что востребовано на сегодняшний день, устареет, но спрос на математические, социальные и аналитические способности, самообучаемость, мультиязычность будет расти.

Во-вторых, разрыв между ожиданиями соискателей и реальностью рынка труда по-прежнему существует. Это история про постоянный рост требований к кандидатам, про зачастую завышенные зарплатные ожидания у молодых специалистов, про высокую динамику изменений, происходящих в бизнесе в наши дни, и неготовность соискателей разного возраста адаптироваться под эти изменчивые реалии.

Интерес к конкретной профессиональной сфере, накопленный багаж из определенных навыков вкупе с тягой к постоянному обучению, понимание трендов, существующих на рынке труда, — это и есть залог успешного развития карьеры сегодня.

Что касается Петербурга, то в Северной столице усиливается дефицит специалистов из разных профессиональных сфер. Речь идет не обо всех кандидатах, а о тех соискателях, которые соответствуют высоким требованиям работодателей — с определенным уровнем профессиональных компетенций, образования, развитыми личностными качествами. Сложнее всего в городе на Неве сейчас обстоят дела с подбором кандидатов из сфер консультирования, страхования, инсталляции и сервиса, продаж, информационных технологий и интернета, медицины и фармацевтики, рабочего персонала, специалистов инженерно-технического толка.

Читайте также:  Я беременная и меня хотят уволить

В будущем нехватка квалифицированных кандидатов с учетом общих тенденций на рынке труда (сокращение числа экономически активного населения, рост количества соискателей предпенсионного и пенсионного возраста, снижение уровня безработицы, увеличение нагрузки на специалистов всех уровней) будет усиливаться».

Людмила Колдунова, начальник отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости Петербурга:

«Согласно данным министерства труда, около 60% выпускников в России работают не по специальности. В нашем городе большинство выпускников школ стремится получить высшее образование. Родители, желая своим детям лучшего будущего, считают, что диплом вуза — счастливый билет, для построения дальнейшей карьеры. Поэтому многие идут учиться, плохо понимая, кем они будут работать и зачем это нужно. Конечно, не все могут потом найти себе место по специальности. В большей степени это касается студентов-платников.

Если выпускники находят себе работу не по специальности, но она им интересна — это один разговор. Когда возникают сложности с трудоустройством — можно переквалифицироваться или получить дополнительные компетенции. Если даже профессия выбрана правильно, чтобы остаться успешным, одного образования на всю жизнь не хватит. С учетом скорости изменений на рынке труда учиться придется постоянно.

В силу того, что в Санкт-Петербурге компактные рынки труда и образования, у жителей города, конечно, много возможностей для дополнительного профессионального образования (ДПО), которое сегодня развивается очень активно благодаря цифровизации экономики и внедрению новых технологий.

Некоторые работодатели смотрят на квалификацию претендента сквозь пальцы — им важнее опыт и личные качества. Но многие HR-службы подходят к приему сотрудников более серьезно. Сейчас активно внедряются профессиональные стандарты, в которых четко прописано, с каким образованием можно допустить человека к работе.

Так что и родителям, и будущему специалисту нужно внимательней относиться к профессиональному выбору, продумывать карьеру на годы вперед. Очень полезна работа по специальности во время обучения в вузе. Чем больше практики — тем лучше.

Что касается профориентационной работы с молодежью, то это должен быть именно комплекс мероприятий, а не только тестирование или экскурсии на предприятия. Особенно важны профессиональные пробы, возможность попробовать себя в профессии. Они могут помочь оценить, твое ли это вообще или нет. Просто прочитать о той или иной специальности мало. Также важно работать с родителями — ведь именно они часто влияют на выбор ребенка.

Также стоит добавить, что тезис о том, что вузы недостаточно практикоориентированы и дают не самые актуальные и современные знания во многих случаях справедлив. Особенно это касается специальностей, связанных с информационными технологиями, которые переживают бурное развитие. Но важно учитывать, что вуз дает фундаментальное образование. А дальше можно усилить себя как специалиста благодаря ДПО».

Источник: www.rosbalt.ru

Может ли помешать будущей карьере работа не по специальности?

Подработка с использованием физического труда

Даже если такой способ заработка никак не связан с работой вашей мечты, практиковать его совершенно не зазорно и стоит затраченных усилий, тем более если речь идет о средствах на жизнь. Ни один будущий работодатель не упрекнет вас в том, что когда-то вы зарабатывали тяжелым физическим трудом.

Сегодня на рынке немало подобных предложений — подсобные рабочие, разнорабочие, грузчики требуются часто. Достаточно вакансий и для клинеров с возможностью выбрать время и режим труда. Этот бизнес становится все более гибким — некоторые работодатели предлагают установить на смартфон приложение и самостоятельно брать заказы. Причем работодатели предоставляют и собственные моющие средства. Опыт не обязателен, и можно договориться о сдельной оплате труда. Впрочем, как и на на позиции курьера, тоже весьма популярной. На рынке можно найти разнообразные предложения: вакансии для пеших курьеров, на личном транспорте, с еженедельной и с ежемесячной оплатой. Часто встречаются предложения о подработке курьером по выходным.

Подработка для общительных

Сейчас на рынке труда существует достаточно много вариантов подработки для молодых специалистов без опыта. И это вовсе не обязательно однообразный труд! Наоборот, если вы найдете дело по душе, то сможете развить полезные навыки — от внимательности до эффективной коммуникации.

Всегда и везде нужны продавцы. Это хороший способ заработать во время каникул или в свободное от учебы время. И вы сможете выбрать вариант с посменной, еженедельной или ежемесячной оплатой.

Еще одна профессия, которая подойдет в качестве подработки, — оператор колл-центра. Такая работа может предполагать холодные звонки со всеми вытекающими последствиями. Но зато прекрасно тренирует выдержку и коммуникативные навыки.

Другая популярная сегодня профессия, которая подойдет в качестве подработки, — тайный покупатель. Эта работа также предполагает гибкий график. Однако, устраиваясь на нее, вам придется учитывать нюансы профессии. Например,такая работа может включать в себя провокационные визиты на проверяемые объекты.

Романтиков может заинтересовать работа барменом или баристой. Она предполагает сменный график, так что у вас останется время делать что-то еще — учиться или работать в другом месте. В эту же категорию отнесем и официантов выходного дня — такие сотрудники требуются довольно часто. Опять же, подобная работа тренирует навыки общения и при этом достаточно интересна. Хоть и, безусловно, непроста.

Подработка для гуманитариев

Достаточно много предложений можно найти в сфере удаленного копирайтинга. Так что, если вы умеете писать хорошие тексты, это вполне подходящий вариант для удаленной или временной работы. Правда, нужно быть готовым к тому, что вас попросят выполнить тестовое задание — написать пробный текст бесплатно.

А вот на позицию администратора, на которой работодателя интересует лишь ваша сообразительность, приветливость и иногда хороший английский, можно устроиться даже в компанию мечты! Почему бы не начать карьеру с этой должности и вдобавок ко всему еще и заработать?

И это еще далеко не полный перечень вариантов возможного трудоустройства, позволяющих зарабатывать.

Как подработка может повлиять на будущую карьеру

Подобные ответвления от карьерного пути не должны помешать устроиться на работу мечты. А зачастую, наоборот, могут заинтересовать и привлечь внимание будущего работодателя!

Читайте также:  Можно ли работать в России с казахстанским дипломом?

Параллельно подработке вы можете продолжать искать работу по специальности.

Но тут встает вопрос: указывать ли вашу временную работу в резюме?

Если вы молодой специалист без опыта — лучше указать. А если полученный опыт и навыки соотносятся с требованиями, указанными в подходящей вакансии, — это обязательно нужно подчеркнуть. Желательно обозначить, чему вы научились, подрабатывая на той или иной должности, но так, чтобы полученные навыки были релевантны запросам работодателя.

Например, вы успели поработать промоутером, а теперь отправляете отклик на вакансию PR-специалиста. Наверняка на новой работе вам пригодятся качества, которые вы смогли развить как промоутер, например: находчивость, наблюдательность и доброжелательность.

Или получили опыт как продавец-консультант, и теперь претендуете на позицию менеджера по работе с клиентами. В этом случае обязательно напишите в резюме, что у вас развиты навыки общения с людьми, что очень ценится на позициях, связанных с работой с клиентами.

В любом случае, сам факт, что вы подрабатывали перед тем как устроиться на работу по специальности, говорит о вашей ответственности и активной жизненной позциии, что обязательно расположит к себе работодателя. Кроме того, этот опыт поможет лично вам. Вы познакомитесь с рабочими отношениями, узнаете, какие бывают системы коммуникации между руководством и сотрудниками, выработаете свой стиль работы и свое отношение к той или иной работе. А еще этот опыт вам может пригодиться в будущем, если по каким-то причинам вам придется начинать карьеру сначала. Вы будете знать, что в любом случае не пропадете.

Источник: hh.ru

Как лучше строить карьеру и стоит ли работать по специальности?

Воронеж, 26 июня – АиФ-Черноземье. Куда пойти учиться и где работать после учёбы? Этими вопросами рано или поздно задаются всерьёз многие молодые люди.

✔ денежное поощрение при рождении первого ребёнка;

✔ выплаты при вступлении в первый брак;

✔ компенсации затрат на обучение и повышение квалификации;

✔ общежитие и помощь в съёме жилья;

Конечно, каждому хочется, чтобы работа была хорошо оплачиваемой, престижной и, в конце концов, любимой! Но как не ошибиться в выборе профессии? А тут ещё биржа вакансий преподносит новинки: «удалёнка», свой бизнес, работа в офисе, труд на производстве. Последнее молодым людям часто кажется неперспективным и не стоящим внимания. А зря…

Производство может быть и интересным, и престижным, и в плане карьерного роста привлекательным. Многое зависит от того, как само предприятие относится к молодым специалистам. Обо всем этом нам рассказала Татьяна Бесчеревных, заместитель генерального директора по персоналу компании «МОЛВЕСТ», производитель ТМ «Вкуснотеево».

Голодным не останешься

АиФ: – Татьяна Александровна, вы непосредственно работаете со студентами вузов, общаетесь с ними во время производственной практики… А многие ли студенты потом хотят вернуться на производство и работать по специальности?

Любовь Булдыгина, начальник производства молочного комбината «Воронежский»:

– По моим наблюдениям, производство привлекает ответственных молодых людей. Пищевой промышленности это особенно важно – ведь мы кормим детей и взрослых, и от качества наших продуктов зависит их здоровье. Ну и, конечно же, здесь работает амбициозная молодёжь, для которой постоянное совершенствование своих навыков, профессиональный и карьерный рост – не пустой звук.

Т.Б.: – Таких ребят, к сожалению, не так много. К нам на предприятие, к примеру, из прошлогоднего выпуска технологической академии и СХИ пришли только восемь человек. Всё дело в том, что студенты часто не представляют, что такое производство. А вуз выбирают не по своим желаниям и склонностям, а по принципу «что ближе к дому», «что проще» или «что люди посоветовали». Иди, мол, в технологи «в пищёвку» – голодным не останешься.

Когда же ребята приходят на практику, то понимают: производство – процесс сложный, непрерывный, со своими тонкостями. На нашем предприятии – это работа с молоком, живым продуктом. Каждая партия молока – разная, уникальная по составу, а потому и работа должна быть разной. К тому же все процессы проходят на сложном оборудовании, а это требует ответственности, умения работать строго по времени, знать процесс.

АиФ: – Да, такое не каждому по душе. Бывает, что вчерашние школяры, как вы сказали, и слыхом не слыхивали о своей будущей профессии. Вот и получается, что учатся только «для корочки»

Т.Б.: – Просто ребятам объяснять, что к чему, нужно сызмальства, а не когда они приходят на практику. Не последнюю роль здесь должны сыграть работодатели – ведь именно эти люди заинтересованы в том, чтобы к ним пришли увлечённые своей профессией люди. Поэтому наши специалисты, например, общаются с детишками, начиная с начальных классов школы. Рассказываем им о молоке и о том, как оно появляется на прилавках. Говорим о профессиях, проводим экскурсии. А студентам предлагаем на деле узнать, что такое производство – трудоустраиваем, совмещая работу с учёбой. Трудиться можно в удобное для них время, правда, не на сложных инженерных должностях.

АиФ: – А как же быть с навыками руководителя? Ведь в вузах будущих технологов или инженеров вряд ли этому учат…

Т.Б.: – Чаще всего всё познаётся в процессе. На МОЛВЕСТе это решается просто – с помощью стажировок и института наставничества. Приходит новый человек на работу – за ним закрепляется наставник и помогает ему. Под руководством опытного сотрудника новичок учится быстро.

На грани фантастики

■ Возможно целевое обучение. В этом случае человек учится в вузе за счёт фирмы. А после обязуется отработать на заводе три года.

АиФ: – Допустим, молодой человек старательно учился и, решив работать по специальности, пришёл на производство. Но у нас, к сожалению, уж так сложилось, что, окончив университет, забудь, чему тебя там учили. Для производства это актуально? Насколько в данной сфере чувствуется разрыв теории с практикой?

Читайте также:  Не выплатили расчет после увольнения

Т.Б.: – С одной стороны – азы не меняются. Ну, сами посудите: как может измениться состав молока? Белки, жиры и углеводы из него никуда не денутся. А вот за технической стороной вузы не поспевают и учат по старинке, не учитывая инноваций и современных технологий. А оборудование меняется между тем каждый год. Мне не раз доводилось наблюдать, как удивляются студенты на производственной практике: для них современное оснащение предприятия – это что-то нереальное, что-то из области фантастики…

АиФ: – Тогда, по идее, предприятия должны быть заинтересованы в профессиональном росте молодого специалиста, в его обучении, повышении квалификации…

Т.Б.: – Разумеется. Конечно, некоторых молодых людей производство шокирует. А у кого-то просто загораются глаза. И это неспроста. Да, работа на производстве сложная, но в ещё большей степени – интересная. Здесь карьера складывается гораздо лучше, чем у офисных работников, труд хорошо оплачивается. К тому же работать на сложном высокотехнологичном производстве ещё и престижно.

Кстати, когда я общаюсь с выпускниками школ, то говорю им, что, выбирая профессию, нужно ориентироваться не только на моду, но и на возможность трудоустройства. Если нетрудоустроенных экономистов и юристов – полным-полно, то технологи нужны всегда.

Источник: chr.aif.ru

Может ли студент-очник работать официально?

Содержание:

Если вы планируете начать работать еще во время учебы, причем ищете место не просто для подработки, а для приобретения опыта по специальности, вполне естественно стремиться к официальному трудоустройству. При этом многие студенты считают, что очное обучение и работа по трудовой книжке несовместимы.

Давайте разберемся, может ли студент (если он является очником) работать официально. Напоминаем: при возникновении любых проблем с трудоустройством лучше не пытаться решить их самостоятельно. Помощь профессионального юриста позволит найти оптимальное решение, а в случае необходимости специалист защитит ваши трудовые права.

Нет времени читать статью?

Очное обучение и официальное трудоустройство: главное

Сразу хотим обрадовать тех студентов, которые хотят работать официально — в действующем трудовом законодательстве на это запрета нет. Работодатель вправе принимать на работу студентов независимо от формы обучения, т.е. трудоустраиваться (причем на полный день) может и очник, и заочник.

Кроме того, законом не только не предусмотрено никаких запретов для очников, но и наоборот, закреплены определенные гарантии (о них мы расскажем ниже). Процедура приема на работу студента ничем не отличается от трудоустройства других сотрудников. Как правило, чтобы устроиться на работу, потребуется:

  • успешно пройти собеседование;
  • написать заявление;
  • подписать трудовой договор;
  • дождаться издания приказа;
  • приступить к выполнению своих обязанностей.

Если вы устраиваетесь на работу впервые, работодатель заведет вам трудовую книжку. Кроме того, при отсутствии СНИЛС его потребуется оформить. Также нужно обратить внимание, что принимаемый на работу очник должен обязательно ознакомиться с приказом (сделать это нужно в течение 3 дней с момента начала работы).

Важно! Со студентами, которые обучаются очно, работодатель вправе заключать как срочный, так и бессрочный трудовой договор. Возможность заключения срочного договора с очником прямо предусмотрена ст. 59 Трудового кодекса РФ.

В официальном трудоустройстве для студентов есть и еще один (помимо стажа и заработка) плюс. Если вы устроитесь работать по специальности, на старших курсах обучения у вас будет право оформить свободное посещение в ВУЗе. Свободное посещение позволяет не переживать о санкциях со стороны учебного заведения за пропуск занятий.

При получении согласия ВУЗа на свободное посещение для вас главной задачей станет своевременно сдавать зачеты и экзамены, а посещать все пары будет не обязательно.

Какие гарантии предусмотрены для студентов-очников?

Для тех очников, которые получают первое в жизни высшее образование и выбрали для обучения ВУЗ с государственной аккредитацией, закон предусматривает ряд гарантий в виде учебных отпусков. Итак, если вы студент, обучающийся очно, то, помимо своего основного отпуска, имеете возможность освободиться от работы в следующих случаях:

  • для прохождения промежуточной аттестации (сдачи сессии);
  • для подготовки дипломной работы и ее последующей защиты;
  • для сдачи государственных экзаменов.

Если вам нужно пройти промежуточную аттестацию, то отпуск может составлять не более 15 календарных дней (в учебном году). Для подготовки и защиты выпускной работы, а также для сдачи итоговых экзаменов очникам предоставляется 4 месяца, а просто для сдачи государственных экзаменов — 1 месяц.

Важно! Отпуск очникам оформляется без сохранения заработной платы. Это означает, что работодатель отпустит вас с работы, но за дни отсутствия зарплату вы не получите.

Если вы выбрали для обучения ВУЗ, который не имеет государственной аккредитации, работодатель не обязан предоставлять вам учебные отпуска. При этом в трудовом или коллективном договоре могут быть отражены такие гарантии (в этом случае вы вправе получить отпуск даже если учитесь в неаккредитованном ВУЗе).

Нюансы трудоустройства студента-очника

Как мы уже говорили, закон не запрещает очникам устраиваться на полный рабочий день, однако с таким графиком совмещать работу и учебу довольно сложно. Трудовой кодекс РФ позволяет студентам обращаться к работодателю с просьбой установить для него неполный рабочий день. В этом случае заработная плата будет выплачиваться пропорционально отработанному времени.

Также нужно иметь в виду, что студентом может быть и несовершеннолетний, а для этой категории работников закон устанавливает особые условия. В частности, несовершеннолетний работник (причем независимо от того, является он студентом или нет) должен трудиться не более 35 часов в неделю (а это означает, что его рабочий день не должен превышать 7 часов). Кроме того, работодатель обязан направить несовершеннолетнего сотрудника на медицинский осмотр.

Таким образом, закон не ограничивает трудовые права студентов, которые учатся на очной форме обучения, и, следовательно, официальное трудоустройство не запрещено.

Если же работодатель нарушает ваши права (например, не предоставляет положенный по закону учебный отпуск, задерживает выплату зарплаты, не хочет принимать на работу официально и т.д.), рекомендуем обратиться к юристу. Специалист разберется в вашей ситуации и найдет наиболее эффективный способ разрешения возникшей проблемы.

Источник: rtiger.com