Avto-advokat › Блог › Кто несет ответственность за вред в ДТП – водитель или собственник автомобиля

avto-advokat › Блог › Кто несет ответственность за вред в ДТП – водитель или собственник автомобиля?

Свобода распоряжения движимым имуществом по своему усмотрению предполагает право собственника передавать автомобиль в пользование третьим лицам. Это могут быть:

члены семьи собственника;
его друзья;
лица, состоящие с ним в трудовых отношениях или оказывающие услуги на денежной основе.
Если транспортное средство, управляемое не собственником, попадает в ДТП, то возникает вопрос: кто должен нести ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам?

Кто по закону отвечает за причиненный в результате ДПТ вред?
Действующее законодательство РФ обязывает возместить вред, причиненный в результате ДТП, того гражданина, который владеет автомобилем на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (ст. 1079 ГК РФ).

То есть ответственность за причиненный источником повышенной опасности (автомобилем) вред несет его собственник, если не докажет, что право владения этим источником в установленном законом порядке было передано иному лицу.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», лицо, которое владеет источником повышенной опасности, в том числе по доверенности на право управления транспортным средством, обязано возместить вред, причиненный этим источником повышенной опасности.

Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» был исключен абзац о том, что водитель должен иметь при себе письменную доверенность на право владения, или пользования, или распоряжения транспортным средством.

В настоящее время для подтверждения своего права на управление автомобилем гражданину, который находится за рулем ТС, достаточно иметь при себе:

водительское удостоверение;
свидетельство о регистрации автомобиля;
полис ОСАГО без ограничения круга лиц, допущенных к управлению данным ТС, либо с ограничением, но в котором данный водитель вписан.

Что будет, если нет страховки?
Рассмотрим ситуацию: в результате ДТП автомобилем, водитель и собственник которого не застраховали свою ответственность в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», был причинен вред имуществу третьих лиц.

Поскольку отсутствие полиса ОСАГО свидетельствует о том, что у водителя нет законных оснований на управление данным автомобилем, то и требование о возмещение ущерба необходимо предъявлять к собственнику транспортного средства.

Собственник, передав машину во временное пользование водителю, должен был понимать и предвидеть, что на дороге вероятно возникновение транспортного происшествия, в результате которого водитель, допущенный до управления его автомобилем, своими действиями может причинить ущерб третьим лицам (статья 10 ГК РФ).

Что будет, если страховки для покрытия ущерба недостаточно?

Рассмотрим пример, в котором водитель, управляя чужим автомобилем, в результате ДТП причинил вред имуществу третьих лиц, но для полного возмещения ущерба недостаточно суммы страхового возмещения в размере 400 000 руб., предусмотренной ст. 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года № 40-ФЗ.

Требование о возмещении ущерба предъявляется к водителю как лицу, которое управляло автомобилем на законных основаниях, в двух случаях:

водитель вписан в полис ОСАГО,
полис выписан без ограничения круга лиц, допущенных к управлению.

Если у водителя не было законных оснований на управление транспортным средством, о чем свидетельствует отсутствие у него полиса ОСАГО, то требование о возмещении ущерба необходимо предъявлять к собственнику автомобиля как законному владельцу источника повышенной опасности.

Особое внимание необходимо обратить на то обстоятельство, что сумма причиненного ущерба в части требований к страховой компании рассчитывается согласно Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

Сумма причиненного ущерба в части требований к физическому лицу рассчитывается по рыночным ценам без учета износа заменяемых деталей.

По указанию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 10 марта 2017 года № 6-П), возмещение убытков в полном размере означает, что потерпевший должен оказаться в том же положении, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. Т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Таким образом, правильное определение лица, ответственного за причинение ущерба автомобилю, позволит потерпевшему своевременно и с наименьшими издержками восстановить свое нарушенное право. Водителям же рекомендуем вовремя осуществлять мероприятия по страхованию своей автогражданской ответственности и не допускать к управлению своим транспортным средством лиц, не имеющих на это законного права, чтобы избежать в будущем финансовых потерь.
Адвокат Николай Гавель

Источник: www.drive2.ru

Хозяин аварии

Во всяком случае так посчитал Верховный суд. По мнению юристов, это давно сложившаяся практика. Если виновник аварии – водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором – устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой – Марина Дьякова – погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом. Этим автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

Читайте также:  Возмещение ущерба при дтп с виновника

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова – владелец источника повышенной опасности – автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он. Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование. Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

Лев Воропаев, адвокат:

– Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества – автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО. А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа “по доверенности” и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа. И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный налог.

Источник: rg.ru

Компенсацию за вред при ДТП можно требовать не только с собственника машины

В машине едет компания: мужчина — владелец, его спутница и семья с ребенком. За руль мужчина попросил сесть девушку, так как сам выпил. Девушка не справилась с управлением, машина перевернулась.

В ДТП серьезно пострадала семья пассажиров, а их дочь погибла. Семья потребовала компенсацию — 1 млн рублей за гибель девочки и 500 тысяч за вред здоровью ее маме. В суд подали на девушку-водителя, хотя она не была владельцем машины.

Кто должен компенсировать ущерб пострадавшим?

  • Всегда собственник. Девушка хоть и была за рулем, но она не собственник машины и не отвечает за ущерб. Не всегда. Одна из инстанций тоже так решила, но оказалась неправа. С водителя тоже можно требовать компенсацию.
  • Только водитель. Кто виноват в ДТП , тот и должен платить. Не всё так просто. По закону отвечать за ущерб может законный владелец. Им может быть и собственник, и водитель. Это зависит от того, на каком основании водитель сел за руль.
  • Страховая. Мы платим за полисы, пусть она и возмещает ущерб. Да, но только если это страховой случай, а суммы хватит для полной компенсации. Так бывает не всегда.
  • Водитель или собственник. Всё зависит от отношений между ними и обстоятельств ДТП . Верно. По закону требовать компенсацию можно и с собственника, и с водителя. Кто должен заплатить, решает суд.

Аргументы пострадавших

Девушка была за рулем и не справилась с управлением. Это из-за нее перевернулась машина, погибла девочка и пострадала ее мама.

Девушка села за руль с устного разрешения владельца машины. Он хоть и не выписывал доверенность, но согласился передать управление. Значит, девушка законно управляла автомобилем и должна компенсировать моральный вред пострадавшим.

Аргументы девушки-водителя

Она села за руль по просьбе владельца, который был пьян. Значит, она действовала по его поручению и в его интересах. Машина ей не принадлежит. Устное поручение сесть за руль якобы не оформляет как положено законное управление машиной. Значит, водитель в таком случае как будто и не считается владельцем. В таких случаях за вред отвечает собственник.

Тем более пострадавшие не пристегнулись, а значит, тоже виноваты в последствиях ДТП . Умысел пострадавших — повод смягчить наказание.

Что сказали суды

Моральный вред будет компенсировать водитель.

Собственник доверил девушке управление своим автомобилем. В этот момент она стала владельцем источника повышенной опасности. Иметь для этого письменную доверенность необязательно.

Читайте также:  ПДД 7.3 пункт 2.3.1 КоАП РФ 12.5 часть 1

Компенсацию можно требовать с водителя. Он надлежащий ответчик.

Пострадавшие правильно выбрали ответчика. Девушка должна выплатить им 1,4 млн рублей.

Решение районного суда отменить. Водитель не собственник и платить не обязан.

За ущерб, который причинен автомобилем, отвечает его собственник. То есть тот, кому машина принадлежит по документам.

Устное поручение сесть за руль — это не доверенность. Водитель без доверенности не должен отвечать перед пострадавшими. На это якобы нет юридических оснований.

А раз ответчик не тот, то и компенсации пострадавшим пока не будет. По крайней мере, не от девушки, которая села за руль по просьбе водителя.

Ответчика выбрали правильно. Водитель ответит за ущерб.

Автомобиль — это источник повышенной опасности. Если из-за него кому-то причинен вред, возмещать ущерб должен владелец.

По закону владеть источником повышенной опасности можно не только на праве собственности. Есть и другие основания, например аренда или доверенность.

Список таких оснований в законе открытый. Там нет ограничения по форме доверенности — что письменная подходит, а устная нет.

Важен смысл: зачем водитель сел за руль чужой машины. Он управлял автомобилем по своему усмотрению или делал это в интересах собственника как сотрудник?

Если водитель использовал машину по своему усмотрению и с ведома собственника, то именно водитель считается законным владельцем.

По правилам водитель не обязан иметь письменную доверенность на управление машиной. Это требование исключилили из ПДД в 2012 году.

Девушка села за руль при собственнике. Этого достаточно, чтобы считать, что она использовала машину на законном основании и несет за это ответственность.

Другое дело, если есть доказательства, что водитель — это сотрудник собственника. Или что он сел за руль, оказывая собственнику услугу за деньги. Такой водитель — просто участник дорожного движения , а не законный владелец. Требовать с него компенсацию на общих основаниях нельзя.

Итог. Отмену компенсации признали незаконной. Решение апелляции отменили. Дело отправили на пересмотр. Окончательное решение опубликуют на днях, но каким оно будет, уже понятно. При новом рассмотрении суд разберется, получала ли девушка-водитель оплату за свои услуги, но и так ясно, что оплаты не было. Девушке придется выплачивать компенсацию пострадавшим.

С кого требовать компенсацию за вред при ДТП, если это не страховой случай?

По правилам компенсацию нужно требовать с владельца. Владелец в этом случае не то же, что собственник. Владеть автомобилем можно по доверенности или на праве аренды.

Любой водитель может запросто оказаться законным владельцем и ответчиком по иску о возмещении вреда: материального, морального или здоровью.

Но нельзя требовать компенсацию с водителя, который работает на собственника по договору и получает за это деньги. Тогда иск нужно предъявлять тому, на кого оформлена машина.

И если в доверенности указано, что водитель управляет машиной по заданию собственника, в его интересах и за деньги, он тоже может избежать ответственности.

В таких делах могут быть нюансы, поэтому нужно консультироваться с юристом. От того, кто ответчик и как сформулированы требования, может зависеть срок и сумма выплаты.

Эти правила касаются не только морального вреда, но и материального. Например, если страховка не покрывает расходы на ремонт или на лечение понадобилось больше денег, чем выплатила страховая. Или у виновника вообще нет полиса ОСАГО и приходится идти в суд.

Источник: journal.tinkoff.ru

Виновник ДТП погиб, кто будет возмещать материальный ущерб?

Нередки случаи когда случается ДТП и виновник погибает и если отбросить печальную нотку данного события, ведь смерть человека это конечно же плохо, однако остается вопрос, если виновник ДТП погиб, автомобиль пострадавшего получил повреждения, то кто то должен возмещать ущерб потерпевшему? Несомненно ущерб должен быть возмещен, но вот кто его будет возмещать и будет ли, вот в чем весь вопрос! И в данной статье я предлагаю разобраться, что же делать в ситуации когда виновник ДТП погибает, кто будет возмещать ущерб, возможно ли возмещение и как все грамотно сделать!

  1. Как возместить ущерб если виновник ДТП погиб?;
  2. Если у погибшего виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО?;
  3. Что делать если у погибшего виновника ДТП нет имущества и полиса ОСАГО?;
  4. Выводы из статьи!

Как возместить ущерб если виновник ДТП погиб?

Самый первое, что нужно выяснить это был ли у виновника ДТП полис ОСАГО, ведь это очень важно и если у него был полис ОСАГО, то вы можете обратиться за выплатами в его страховую компанию.

Почему не в свою страховую, а в СК виновника? Ведь в законе об ОСАГО прямо сказано, что потерпевший предъявляет требования о возмещении убытков в свою страховую компанию в случае если:

  • В результате ДТП пострадали только транспортные средства;
  • ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств и у обоих участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО.

Как видите есть только 2 основания для того что бы обратиться в свою страховую, это если в ДТП пострадали только 2 ТС и у обоих участников ДТП есть полисы ОСАГО. Во всех остальных случаях нужно обращаться в страховую виновника, а именно если у пострадавшего нет полиса ОСАГО (полис только у виновника), если участников ДТП было более двух, если кроме двух авто пострадало другое имущество, если в ДТП есть пострадавшие по здоровью или погибшие.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, то в таком случае обращаться в страховую бесполезно, даже если у потерпевшего есть полис ОСАГО, в таком случае ущерб придется взыскивать с виновника ДТП.

Приходим к выводу, что нужно прежде всего выяснить, застраховал ли виновник свою гражданскую ответственность, был ли у виновника полис ОСАГО и если он у него был, то мы имеем право обратиться в его страховую за выплатами.

Читайте также:  Правомерно ли требуют в ГИБДД квитанцию об оплате штрафа?

Если вы не знаете есть ли полис у виновника и в справке о ДТП полис не указан, но есть государственный регистрационный знак VIN код номер кузова, номер шасси, то вы можете проверить это на официальном сайте РСА, введя данные в форму вы получите данные о полисе ОСАГО виновника ДТП. Для этого перейдите по ссылке http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/policy.htm.

Если полис есть, то необходимо потребовать от инспекторов ГИБДД внести информацию о нем в справку о ДТП и обратиться в страховую виновника за выплатами, предоставив справку о ДТП, документы на автомобиль, паспорт гражданина РФ, заявление на страховую выплату, реквизиты.

Страховая обязана в течении 20 дней произвести вам выплаты на приложенные вами реквизиты.

Если у погибшего виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО?

В такой ситуации есть 2 варианта развития событий:

  • Если у погибшего есть наследство и есть наследники которые вступят в наследственное право, а согласно статье 1175 ГК РФ, наследники отвечают по долгам наследодателя, то у потерпевшего есть все шансы взыскать ущерб с наследников виновника ДТП, если конечно они будут вступать в наследство;
  • Если у него нет наследства и ничего в собственности не было, то и обращать взыскание вам будет не на что и соответственно придется восстанавливать авто за свой счет.

Если со вторым случаем все понятно, то разберем первый и рассмотрим, как действовать если все же наследство есть.

Сперва нужно оценить причиненный вашему авто ущерб, а после этого нужно подавать исковое заявление в суд. Оценить ущерб вам поможет экспертная организация, которая проводит независимую экспертизу. Вы заключите договор с организацией, вам назначат дату проведения независимой экспертизы, вы приедете в назначенное место и ваш автомобиль осмотрят и если это необходимо разберут и снимут поврежденные части, что бы выявить все повреждения. Эксперт запишет все повреждения в акт осмотра и сфотографирует их, после чего ваш авто соберут и вы поедете по своим делам и через неделю будет готов отчет (заключение эксперта) в котором будет указана итоговая сумма ущерба и с данным отчетом вы можете обращаться в суд, ведь размер ущерба зафиксирован.

По закону в наследство вступают в течении 6 месяцев, поэтому если у погибшего виновника ДТП все же есть наследство, то наследники смогут получить его не раньше чем через 6 месяцев после того, как оно откроется, а открывается наследство смертью наследодателя, статья 1113 ГК РФ.

Вопрос на кого подавать в суд, ведь единственный ответчик погиб и ждать пока откроется наследство придется 6 месяцев.

Подавать иск на умершего нет смысла, так как суд откажет вам в иске, так как нести ответственность умерший человек не может, ведь в связи с гибелью он утрачивает гражданскую правоспособность.

В таком случае на основании статьи пункта 3 статьи 1175 ГК РФ до принятия наследства иск может быть предъявлен к исполнителю завещания (тот кто исполняет волю завещателя и следит за наследственным имуществом, обеспечить расчеты по долгам наследодателя и другую волю наследодателя) или к наследственному имуществу.

Если нет исполнителя завещания, то иск предъявляется к наследственному имуществу. Такой иск предъявляется в суд по месту открытия наследства.

Таким образом после предъявления иска к наследственному имуществу, суд может установить круг наследников, сделав соответствующий запрос к нотариусу у которого открывается наследство.

Следует знать, что наследники отвечают по долгам наследодателя только в части перешедшего к ним наследственного имущества, то есть они могут расплатиться с долгами наследодателя только из наследственного имущества и если его не хватило, то далее никакой ответственности наследники не несут, все в пределах размера наследства.

Если в наследство никто не вступил, то такое имущество считается выморочным и оно переходит в собственность государства, муниципального образования. В такой ситуации к государству или муниципальному образованию переходят права наследника и если произошла подобная ситуация, то иск необходимо предъявлять к государству или муниципалитету к которому перешло выморочное имущество.

Что делать если у погибшего участника ДТП нет имущества и полиса ОСАГО?

Этот исход событий самый печальный, так как в таком случае ничего поделать нельзя, так как в случае когда отсутствует наследственное имущество у должника то его обязательства в связи с возмещением ущерба прекращаются в связи с невозможностью исполнения, так как сам ответчик умер и у него нет наследства на которое можно обратить взыскание, часть 1 статьи 416 ГК РФ, так как ни одна из сторон не отвечает за сложившиеся обстоятельства и привлекать в таком случае вообще некого.

Выводы из статьи!

Вот мы с вами и разобрались, что делать если виновник ДТП погиб.

Как мы определились если у него есть полис ОСАГО, то нам остается получить его номер и серию и что бы эта информация была указана в справке о ДТП и тогда мы сможем рассчитывать на возмещение ущерба от страховой и это самый идеальный вариант, особенно если ущерб укладывается в 400000 рублей.

А вот если у виновника нет полиса ОСАГО, то тогда придется взыскивать ущерб непосредственно с виновника, а так как он погиб, то предъявить иск к нему мы не сможем, нам остается узнать размер ущерба и после этого обратиться в суд в иском к наследственному имуществу, то есть предъявляем иск по месту открытия наследства, а уже в суде будем устанавливать круг наследников и само наследство. В таком случае у вас есть шансы получить возмещение из наследственного имущества.

Но самая непростая ситуация, это когда у погибшего виновника нет ни полиса, ни наследства, вот тогда вообще бесполезно что то делать и взыскать ничего не удастся.

Надеюсь статья была вам полезна и я помог вам разобраться в проблеме.

Источник: yurist174.ru