Газовый счетчик вышел из платить? Что делать
Газовый счетчик вышел из строя.Как платить? Что делать?
Неисправный счетчик газа: что нужно знать, прежде чем обращаться к газовикам с сообщением о замене?
Вы заметили, что газовый счетчик в вашем доме (квартире) неисправен. Например, не «крутит» когда включается газовая плита или колонка. Об этом необходимо сообщить в вашу газоснабжающую организацию. Таково требование действующего законодательства. Однако прежде чем вызвать газовиков, следует прояснить некоторые детали. Иначе существуют риск понести серьезные финансовые расходы.
Газовый счетчик вышел из строя. Как рассчитывается плата за газ?
Вопрос оплаты потребления газа при замене вышедшего из строя счетчика описывается в п. 28 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549. Он не большой, поэтому приведем его полностью:
28. В случае повреждения целостности любой из пломб … или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
С действующей редакцией Правил можно ознакомиться, например, здесь.
Как можно видеть, Правила рассматривают два варианта расчета оплаты за газ, после того как обнаружилась неисправность счетчика (нарушение целостности пломбы):
- первый подразумевает, что абонент сам обнаружил неисправность и сообщил об этом газовикам.
- второй – что о неисправности газовики узнали сами, во время регулярной или внеплановой проверки.
В первом случае в период между сообщением о неисправности счетчика и моментом его замены (т.е. опломбирования) расчет платы за газ проводится, исходя из действующих в регионе нормативов потребления газа.
Во втором случае потребитель так же переводится на оплату по нормативу до момента установки пломбы на новом счетчике, но плюс к этому газовики пересчитывают абоненту по нормативу плату за предыдущие шесть месяцев. При этом надо понимать, что нормативы потребления газа на отопления сильно завышены. Потребителю в таком случае выставляется сумма, в разы превосходящая его регулярные платежи по счетчику.
Конечно же, такая ситуация выглядит не вполне справедливой для потребителя. Не обладая необходимыми навыками (а часто даже и не будучи официально уведомлен), он назначается действующим законодательством ответственным за исправное состояние своего прибора учета газа.
Газоснабжающая же организация, у которой есть специалисты и необходимые технологии для контроля правильной работы счетчика, никаких рисков не несет. Более того, определенно извлекает выгоду (назначая завышенную плату за газ), обнаружив в ходе проверки неисправность счетчика.
Впрочем, таковы требования действующего законодательства. Справедливые или нет – отдельный вопрос, но выполнять их надо. То есть, необходимо следить за счетчиком.
Однако даже если вы заметили неисправное состояние прибора учета и сами вызвали газовщиков для исправления ситуации, есть риск того, что вам выставят к оплате счет за газ по нормативу за последние полгода.
Сообщили о неисправном счетчике газа, а газовики все равно выставили счет за шесть месяце по нормативу
Рассмотрим типичный пример, имевший место пару лет назад в Оренбургской области. Обстоятельства дела стали известны из материалов последующего судебного разбирательства.
Жительница Оренбургской области Кузнецова А. А. обнаружила неисправность установленного на улице счетчика газа (прибор учета издавал громкие щелчки). Сообщила об этом по аварийному телефону газовых служб – номер «04». Через некоторое время еще раз перезвонила на тот же номер. В итоге приехал контролер, который составил акт о неисправности счетчика газа, в котором и расписался находившийся в это время в доме совершеннолетний сын женщины.
Однако через некоторое время Кузнецова получила от местной газоснабжающей организации счет на оплату потребления газа по нормативу за предыдущие шесть месяцев. Требование мотивировалось абзацем вторым п. 28 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Тем самым, где речь идет о случае обнаружения неисправности счетчика самими газовиками в ходе проверки.
Жительница Оренбургской области не согласилась со столь вопиющим нарушением ее прав и подала иск в местный суд. Дело было ею выиграно и в первой, и во второй инстанциях, куда газовики обратились с апелляцией.
Позиция газоснабжающей организации, как выяснилось в ходе рассмотрения дела, свелась к тому, что мол, Кузнецова не тем звонила – номер «04» поставщику газа ОАО «Газпром межрегионгаз Оренбург» не принадлежит. Соответственно, информацией об этом звонке и его содержании компания не располагает. А счетчик газовики проверили в рамках регулярной инспекции, о чем есть запись во внутренних документах компании. То, что инспектор пришел в дом и проверил газовое оборудование вскоре после звонка на номер «04», по версии газовиков, всего лишь совпадение.
Эти доводы суд признал не убедительным.
Получив от оператора связи расшифровку звонков с телефона Кузнецовой А. А., суд установил, что женщина действительно звонила на номер «04» в указанные дни. Было так же установлено, что этот номер действительно обслуживается другой организацией — ОАО «Газпром газораспределение Оренбург», которая занимается обслуживание газового оборудования, но газ населению не поставляет. Выяснилось, что сотрудник этой организации, принявший от Кузнецовой звонок на «04», не сообщил ей о необходимости обращаться непосредственно к поставщику газа.
Таким образом, суд установил, что Кузнецова свои обязанности по оповещении о неисправности счетчика газа выполнила. И не ее вина, что газовики между собой не могут наладить обмен информацией.
Отталкиваясь от этого вывода, суд определил, что в рассмотренном случае необходимо применять первый абзац п. 28 Правил. Т.е. тот вариант, когда абонент сам оповестил газовиков о неисправности и, соответственно, должен оплачивать газ по нормативу в период со дня обнаружения неисправности до дня замены счетчика (установки на него пломбы).
К моменту вынесения решения Кузнецова успела оплатить выставленную ей сумму (чтобы потом не платить еще и пеней по ней). Эти деньги были зачтены по решению суда в счету будущей оплаты за газ.
Решение суда второй инстанции по описанному выше делу можно посмотреть здесь.
Неисправный счетчик газа: как правильно поступить, чтобы затем не насчитали плату по нормативу?
Как показывает анализ судебной практики, далеко не всегда дела о несправных счетчиках газа завершаются в пользу потребителя. Во многих случаях им не удается доказать факт обращения. И понятно, как это происходит.
Предположим, хозяина дома что-то насторожило в работе счетчика. Он позвонил газовщикам одни раз, другой… Никто не приехал. Утечки вроде нет. Лишнего расхода прибор не учитывает. Скорее наоборот. Ну и ладно, пусть будет так…
А затем приходит инспектор, включает комфорку на газовой плите, обнаруживает, что счетчик не реагирует. После чего составляется акт о неисправности прибора учета и приходит квитанция с перерасчетом за последние шесть месяцев по нормативам.
Люди ругаются, но многие оплачивают. Ведь судиться готов не каждый, да и исход дела непредсказуем. Факт обращения с информацией о неисправности счетчика доказать удается не всегда. А газовики могут, в свою очередь, представить в суд внутренние документы, подтверждающие, что проверка носила плановый характер.
Какое резюме? Как уже говорились выше, действующее законодательство отдает явное предпочтение газовикам, баланс прав и обязанностей очевидно смещен в их сторону, а не в сторону потребителя. И с этим сложно что-то сделать.
Тем менее, попробуем дать несколько практических советов, которые помогут избежать лишних денежных трат:
- при обнаружении неисправности прибора учета газа сообщайте об этом вашему поставщику газа. Те есть, той организации, реквизиты которой указаны на вашей платежке
- общаясь с представителем вашего поставщика газа, постарайтесь выяснить – зарегистрировано ли ваше обращение и каким образом это сделано?
- наиболее надежный способ оградить себя от возможных будущих претензий на перерасчет по нормативу – подать заявление о неисправности счетчика в письменном виде в двух экземплярах, один из которых, с соответствующей отметкой, оставить себе
- когда к вам для проверки счетчика придет сотрудник газовой службы, постарайтесь выяснить – он пришел по вашему обращению или как? Если ответа четкого вы не получите, свяжитесь с газоснабжающей организацией
Источник: geosts.ru
По «среднему» или по нормативу? Как платить за газ, если вышел из строя счетчик
Как платить: по нормативу или среднему потреблению? Этот вопрос неизбежно возникает у собственника газифицированного частного дома, когда обнаруживается неисправность газового счетчика.
Если по нормативу, то газовики начислят «задним числом» плату за предыдущие шесть месяцев, исходя из утвержденных в регионе нормативов. Обычно этот объем заметно больше, чем фактически выходит по счетчику. И эти завышенные цифры потребления, суммированные за шесть месяцев, складываются в шокирующую сумму доначислений. Обычно — в десятки тысяч рублей.
А если «по среднему», то платеж рассчитывается как средний за последние полгода. И сумма там близка к реальному потреблению.
И вот вопрос: когда какой метод расчета применяется? На сайте «Газмпром Межрегионгаз Саратов» опубликованы вполне четкие разъяснения на этот счет. Приводи их ниже. Информация будет актуальная и для жителей других российских регионов.
Как рассчитывается плата за газ, если вышел из строя прибор учета? Разъяснения газовиков
Согласно п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №549, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при условии, что прибор учета находится в исправном состоянии.
В случае возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев (п . 28 Правил).
Объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года — за фактический период работы прибора учета газа.
По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа (п . 30 Правил).
Принятие к учету показаний неисправного газового счетчика, действующим законодательством не предусмотрено.
Источник: energovopros.ru
Оплата услуг при выходе приборов учета из строя
Что считается неисправностью?
Оплата услуг при выходе приборов учета из строя
Если порядок расчета объема потребленной в жилом помещении коммунальной услуги в случае наличия прибора учета (исходя из его показаний) и в случае отсутствия прибора учета (исходя из норматива потребления и количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, в общем-то, понятен, то расчет объема потребления коммунальной услуги в случаях, если прибор учета вышел из строя или истек срок поверки такого прибора, часто вызывает вопросы. Рассмотрим эти особенности и как происходит оплата услуг при выходе приборов учета из строя.
Что считается неисправностью прибора учета?
Согласно пункту 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила 354):
81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета».
Расчет и оплата услуг при выходе приборов учета из строя
Порядок расчета платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета (далее — ИПУ) соответствующего коммунального ресурса регламентируется подпунктом «а» пункта 59 Правил 354.
Из приведенной нормы следует:
- Среднемесячные показания индивидуального прибора учета в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев в течение отопительного периода.
- Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.
Необходимо отметить, что из буквального прочтения приведенной нормы следует, что количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания ИПУ, не зависит от момента начала применения таких показаний в первый расчетный период. То есть, например, если ИПУ, эксплуатируемый в жилом помещении, вышел из строя в сентябре, то среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах платы за коммунальную услугу в течение трех расчетных периодов — сентябрь, октябрь и ноябрь. Расчеты за октябрь и за ноябрь, разумеется, будут идентичны — среднемесячный объем потребления, определенный по ИПУ, умноженный на тариф.
А вот расчет за сентябрь зависит от конкретной даты возникновения неисправности ИПУ. При этом если прибор вышел из строя в середине сентября, использование среднемесячных показаний ИПУ до середины декабря не предусмотрено, поскольку декабрь будет уже четвертым расчетным периодом, в течение которого используются эти показания, а Правила 354 не предусматривают применение среднемесячных показаний ИПУ более 3 расчетных периодов подряд, при этом не указывается, что такое применение должно быть именно в течение полных расчетных периодов.
Особо необходимо обратить внимание на расчет платы за коммунальную услугу по отоплению. Поскольку пункт 59 Правил 354 говорит о выходе из строя индивидуального прибора учета, то в отношении отопления среднемесячные показания такого прибора могут применяться исключительно в случаях, если до момента выхода такого ИПУ из строя его показания применялись в расчетах, что согласно пункту 42.1 Правил 354 возможно исключительно в случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета (далее — ОПУ) и все помещения дома (100%!) оборудованы ИПУ. Если же хотя бы одно помещение не оборудовано ИПУ отопления, показания прочих ИПУ в расчетах не используются, расчет платы за отопление производится исходя из показаний ОПУ, а при выходе ОПУ отопления из строя применяются нормы для расчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (далее — ОДН).
Пункт 59.1 Правил 354 аналогичен пункту 59, поэтому повторять пояснения о расчетных периодах, в течение которых используются среднемесячные показания приборов учета, повторять не будем. Отметим лишь один момент, связанный с отоплением — норма приведена в действующей редакции, с учетом поправок, внесенных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N603, в редакции Правил 354, действующей до 30.06.2016 (дата вступления в силу ПП РФ от 29.06.2016 N603) порядок расчета стоимости отопления при выходе из строя ОПУ отопления урегулирован не был.
Окончание применения среднемесячных показаний.
В случае, если прибор учета не был введен в эксплуатацию и предельное количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания прибора учета, истекло, то в последующие расчетные периоды расчет в соответствии с пунктами 60 и 60.1 Правил 354 ведется исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Исходя из ранее данных пояснений, такой расчет должен вестись исключительно с начала расчетного периода, следующего за последним из предельного количества расчетных периодов, в течение которых применялись среднемесячные показания прибора.
Исходя из приведенной нормы такие исполнители делают ничем не обоснованный вывод, что если потребитель не обеспечил устранение неисправности прибора учета в течение 30 дней, то после окончания такого 30‐дневного срока расчет должен вестись по нормативу потребления коммунальной услуги. Приверженцы такого мнения поясняют, что пункты 59 и 59.1 Правил 354, определяя количество расчетных периодов, в течение которых расчет ведется по среднемесячным показаниям прибора учета, содержат формулировку «не более», следовательно количество таких периодов может быть менее установленного. И если потребитель нарушает возложенную на него пунктом 81.13 Правил 354 обязанность по ликвидации неисправности в 30‐дневный срок, в качестве некоторого «наказания» такие исполнители, руководствуясь выводами о допустимости снижения срока расчета по среднемесячным показаниям, переходят на расчет по нормативу.
На самом деле логика таких исполнителей коммунальных услуг ошибочна , их действия не основаны на законе. Действующее законодательство РФ не предусматривает никаких санкций, никаких наказаний в отношении потребителя, не исполнившего пункт 81.13 Правил 354. Формулировка «не более», примененная в пунктах 59 и 59.1 Правил 354 свидетельствует лишь о том, что количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания приборов учета, может быть
уменьшено только в случае ввода прибора учета в эксплуатацию (при устранении неисправности, замене прибора и т.п.) — в этом случае применение пунктов 59 и 59.1 будет уже неправомерно (так как прибор учета эксплуатируется), и период их применения, разумеется, прекращается.
Иных случаев уменьшения количества расчетных периодов, в течение которых используются среднемесячные показания приборов учета, законодательство РФ не предусматривает. При этом пункты 60 и 60.1 Правил 354 однозначно устанавливают, что расчет исходя из нормативов потребления коммунальной услуги производится «по истечении … предельного количества расчетных периодов» — то есть, до истечения предельного количества расчетных периодов, в которых применяются среднемесячные показания приборов учета, применение в расчетах норматива потребления не предусмотрено.
Источник: mostszh.ru
Сотрудник уже месяц не появляется на работе, как правильно его уволить
Работник один месяц отсутствует на рабочем месте, на связь не выходит. С ним все в порядке, так как другие сотрудники видели его и общались с ним. Для отправки уведомления об увольнении есть только адрес по прописке. Как правильно уволить сотрудника за прогулы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применять к работнику дисциплинарное взыскание в виде увольнения за прогул до выяснения обстоятельств его отсутствия на работе не рекомендуется, так как существует вероятность того, что работник отсутствует по уважительной причине.
Обоснование вывода:
По смыслу пп. “а” п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ основным признаком прогула является отсутствие уважительных причин неявки сотрудника на работу (смотрите, например, определение Курского областного суда от 07.02.2017 N 33-176/2017). При этом нормативные правовые акты не содержат исчерпывающего перечня таких причин. Соответственно, в каждой конкретной ситуации работодателю (а в случае спора – суду) необходимо самостоятельно оценить уважительность той или иной причины. Судебная практика свидетельствует о том, что уважительным поводом для отсутствия на работе могут признаваться совершенно разные обстоятельства (смотрите, например, определение Омского областного суда от 20.10.2004 N 33-3509, определения Московского городского суда от 28.05.2012 N 11-8108 и от 02.08.2012 N 11-15949).
Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке. Если возникает спор о законности увольнения, бремя доказывания факта совершения работником прогула лежит на работодателе (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2, далее – Постановление N 2). Соответственно, увольнять сотрудника за прогул целесообразно только при наличии у работодателя данных, подтверждающих неуважительность причин отсутствия сотрудника на работе (смотрите также письмо Роструда от 11.07.2006 N 1074-6-1).
По нашему мнению, увольнять сотрудника за прогул до его появления на работе не рекомендуется, поскольку всегда есть вероятность, что причины его отсутствия окажутся уважительными, а сотрудник не имел возможности сообщить о них работодателю (например, длительная тяжелая болезнь).
Если работодатель все же решит пойти на риск и уволить отсутствующего работника за прогул, он обязан в полной мере соблюсти общий порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный ст. 193 ТК РФ. Если такой порядок будет нарушен, то в случае возникновения судебного разбирательства суд, скорее всего, признает увольнение незаконным, даже если будет доказан факт совершения работником прогула.
В первую очередь работодателю необходимо уложиться в сроки применения дисциплинарного взыскания, установленные ст. 193 ТК РФ. Уволить за прогул можно не позднее 1 месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, и не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Днем обнаружения прогула при этом следует считать день, когда лицу, которому по работе подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
В соответствии с частью первой ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение о причинах отсутствия в конкретные рабочие дни. Данное положение направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания (определение Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 N 1178-О-О).
Например, представитель работодателя может сделать это при личной встрече, которая не обязательно должна проходить в месте работы. Можно направить требование о представлении письменного объяснения почтой. Однако в таком случае нужно располагать доказательствами того, что работник получил данное требование (личная подпись работника должна стоять в уведомлении о вручении). Если письмо возвращено отправителю по любой причине, его отправку нельзя считать надлежащим затребованием письменного объяснения. Работодатель в течение периода длительного отсутствия работника может периодически направлять ему письма с требованием о даче объяснений, ожидая, когда работник лично распишется в уведомлении*(1).
Если по истечении 2 рабочих дней объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. В случае отправки требования по почте 2 дня отсчитываются с даты получения работником письма. Непредставление работником письменного объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть вторая ст. 193 ТК РФ).
На основании акта об отсутствии на рабочем месте, а также письменного объяснения, свидетельствующего о неуважительности причин неявки, либо акта о непредставлении сотрудником письменного объяснения работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении.
С готовым приказом необходимо ознакомить работника под подпись. В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись (ст. 84.1 ТК РФ). Формулировка может быть такой: “Работник отсутствует на рабочем месте. Ознакомить его с приказом не представляется возможным”. На основании приказа об увольнении делается запись в трудовую книжку работника.
Отрезок времени между последним днем заактированного прогула, о котором работодатель затребовал объяснение, и днем издания приказа об увольнении не должен превышать 1 месяца. Если уложиться в указанный срок не получилось, необходимо в отношении более поздних дней прогула повторить всю процедуру начиная с составления акта об отсутствии и затребования объяснения от работника. В случае длительного отсутствия работника на работе по неустановленным причинам составлять акты об отсутствии на рабочем месте рекомендуется периодически в течение всего времени отсутствия с указанием конкретных дат неявки на работу*(2).
Если работник увольняется в период длительного прогула, днем его увольнения будет последний рабочий день перед прогулом (часть третья ст. 84.1 ТК РФ). В такой ситуации между датой увольнения и днем оформления прекращения трудовых отношений будет более или менее продолжительный отрезок времени. В части шестой ст. 84.1 ТК РФ предусмотрено, что работодатель за указанный период не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Чтобы не нести такую ответственность и за период после издания приказа об увольнении, работодатель должен направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
Обстоятельством, освобождающим работодателя от материальной ответственности перед работником за задержку выдачи ему трудовой книжки, является именно факт направления работнику уведомления о необходимости явиться за трудовой книжкой, а не факт получения такого уведомления работником (смотрите, например, определение Приморского краевого суда от 25.07.2012 N 33-6464).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Ответ прошел контроль качества
4 августа 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) При этом должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников. В частности, суды признают злоупотреблением правом со стороны работника умышленное неполучение направленных ему работодателем писем с уведомлением о даче письменных объяснений о причинах отсутствия на рабочем месте (смотрите определение Московского городского суда от 24.04.2017 N 33-14979/17). При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника (п. 27 Постановления N 2).
*(2) Смотрите Примерную форму акта об отсутствии сотрудника на рабочем месте (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
Источник: www.audit-it.ru