Внешний долг России: 1994; 2020
Внешний долг России: 1994 – 2020
Внешний долг России – это обязательства Российской Федерации, возникшие в иностранной валюте.
При этом собственно госдолг составляет внешняя задолженность федеральных органов власти, субъектов федерации, ЦБ РФ.
Под общей (совокупной) задолженностью понимают внешние долги всех резидентов РФ: государственных структур, банковского и корпоративного секторов.
Совокупный внешний долг России – динамика по годам (данные ЦБ РФ):
на 01.01.1994г. – 118,007 млрд. долларов
на 01.01.1995г. – 126,810 млрд. долларов
на 01.01.1996г. – 132,850 млрд. долларов
на 01.01.1997г. – 153,044 млрд. долларов
на 01.01.1998г. – 182,883 млрд. долларов
на 01.01.1999г. – 188,534 млрд. долларов
на 01.01.2000г. – 178,256 млрд. долларов
на 01.01.2001г. – 160,234 млрд. долларов
на 01.01.2002г. – 146,553 млрд. долларов
на 01.01.2003г. – 151,302 млрд. долларов
на 01.01.2004г. – 184,955 млрд. долларов
на 01.01.2005г. – 213,335 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 195,631 млрд. долларов;
в национальной валюте – 17,704 млрд. долларов)
на 01.01.2006г. – 257,204 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 227,754 млрд. долларов;
в национальной валюте – 29,450 млрд. долларов)
на 01.01.2007г. – 313,214 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 250,587 млрд. долларов;
в национальной валюте – 62,627 млрд. долларов)
на 01.01.2008г. – 464,384 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 361,402 млрд. долларов;
в национальной валюте – 102,982 млрд. долларов)
на 01.01.2009г. – 479,823 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 396,741 млрд. долларов;
в национальной валюте – 83,082 млрд. долларов)
на 01.01.2010г. – 466,294 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 381,178 млрд. долларов;
в национальной валюте – 85,115 млрд. долларов)
на 01.01.2011г. – 488,537 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 393,168 млрд. долларов;
в национальной валюте – 95,369 млрд. долларов)
на 01.01.2012г. – 538,884 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 410,226 млрд. долларов;
в национальной валюте – 128,658 млрд. долларов)
на 01.01.2013г. – 636,421 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 458,694 млрд. долларов;
в национальной валюте – 177,726 млрд. долларов)
на 01.01.2014г. – 728,864 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 541,902 млрд. долларов;
в национальной валюте – 186,962 млрд. долларов)
на 01.01.2015г. – 599,901 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 492,777 млрд. долларов;
в национальной валюте – 107,124 млрд. долларов)
на 01.01.2016г. – 518,489 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 435,271 млрд. долларов;
в национальной валюте – 83,217 млрд. долларов)
на 01.01.2017г. – 511,752 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 401,221 млрд. долларов;
в национальной валюте – 110,531 млрд. долларов)
на 01.01.2018г. – 518,445 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 380,107 млрд. долларов;
в национальной валюте – 138,338 млрд. долларов)
на 01.01.2019г. – 455,073 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 342,468 млрд. долларов;
в национальной валюте – 112,605 млрд. долларов)
на 01.01.2020г. – 491,418 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 341,722 млрд. долларов;
в национальной валюте – 149,696 млрд. долларов)
Источник: global-finances.ru
Россия на фоне коронакризиса снова стала чистым должником
Долг федерального правительства на фоне пандемического кризиса, падения цен на нефть и покупки Сбербанка на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) вновь превысил его ликвидные резервы, следует из ежемесячной статистики Минфина и Банка России, которую изучил РБК. Положительная разница между активами и долгом, как писал РБК, наблюдалась с лета прошлого года. Аналитики отмечали ее уникальность для развивающихся рынков.
Произошедшее изменение не представляет угрозы для бюджетной стабильности, но является символическим последствием текущего кризиса, в котором совпали низкие цены на нефть, рекордное сокращение отечественной нефтедобычи, коронавирус и резкий рост бюджетных расходов для поддержки российских семей и бизнеса.
Сколько средств ушло со счетов правительства
- 1 апреля, которое можно считать условной точкой отсчета коронавирусного кризиса в России, рублевые и валютные депозиты федеральных органов управления, размещенные в Центробанке и коммерческих банках, достигли рекордных 17 трлн руб., следует из Обзора банковской системы ЦБ (.xlsx). Преимущественно это валютные резервы Минфина, которые переведены или позднее будут переведены в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
- На ту же дату федеральный госдолг (внутренний плюс внешний, включая госгарантии; внешний переведен в рубли по курсу доллара на 1 апреля) составлял 14,5 трлн руб. (см. инфографику). Таким образом, финансовые активы правительства превышали его задолженность почти на 2,5 трлн руб.
- Однако 1 июня госдолг и резервы почти сравнялись (на отметке 14,3–14,4 трлн руб.), а на 1 июля (самые актуальные данные) госдолг уже превышал депозиты правительства на 1,55 трлн руб., показывает статистика ЦБ и Минфина.
Во втором квартале депозиты правительства планомерно сокращались (на 3,8 трлн руб. за квартал), а госдолг постепенно увеличивался. Внутренний долг вырос за апрель—июнь на 834 млрд руб., а внешний долг даже сокращался, поскольку Минфин с 2019 года не выходит на зарубежные рынки капитала из-за санкций и только погашает еврооблигации.
Почему у России вновь появился чистый долг
Тенденция обусловлена разбалансировкой федерального бюджета в этом году: Минфин вынужден компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы, а также наращивать расходы сверх лимитов, определяемых бюджетным правилом. Дополнительные расходы 2020 года в размере более 3 трлн руб. предполагается профинансировать за счет увеличения внутренних госзаимствований и использования рублевых остатков на счетах.
«Идет увеличение долговой нагрузки в рамках антикризисной поддержки, а второй факт — это увеличение дефицита федерального бюджета и, как следствие, снижение остатков свободных размещенных средств в банковской системе», — сказал главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин.
Значительная часть сокращения депозитов пришлась на сделку по покупке правительством контрольного пакета акций Сбербанка у ЦБ, которая была заключена еще до пандемии. Пресс-служба Минфина сообщила РБК, что она стала основным фактором сокращения депозитов в иностранной валюте. В апреле эти депозиты уменьшились на 1,9 трлн руб. (покупка Сбербанка обошлась правительству в 2,1 трлн руб.). В ходе этой сделки ликвидные активы ФНБ (валюта на счетах в Банке России) были обменены на акции Сбербанка, которые остались в портфеле ФНБ.
Половина денег ФНБ, заплаченных за Сбербанк, почти сразу вернулась в федеральный бюджет: ЦБ перечислил Минфину 1,1 трлн руб., которые позволят частично финансировать антикризисные расходы этого года.
Минфин не раскрыл другие факторы, повлиявшие на сокращение ликвидных резервов. Но депозиты министерства в иностранной валюте также сокращаются из-за ежемесячных продаж долларов, евро и фунтов согласно бюджетному правилу. В апреле—июне Минфин продал валюту в эквиваленте 475 млрд руб. (с учетом июля — 600 млрд руб.). Вырученные рубли направляются на компенсацию недополученных нефтегазовых доходов бюджета для поддержания расходов. В июле средняя цена российской нефти Urals впервые с марта превысила заложенную в бюджете базовую цену $42,4 за баррель, но российское правительство по-прежнему недополучает нефтегазовые доходы относительно базового уровня. Это связано с рекордным сокращением добычи нефти в стране из-за сделки ОПЕК+, сообщал РБК.
Рублевые депозиты федерального правительства в июне сократились на 765 млрд руб., следует из данных ЦБ. Средства пошли на финансирование бюджетного дефицита, составившего в июне 682 млрд руб. Всего Минфин планирует задействовать в этом году до 1 трлн руб. рублевых остатков прошлого года. «Изменения таких обязательств [перед федеральными органами госуправления — то есть депозитов правительства] в течение года в первую очередь обусловлены неритмичностью исполнения бюджета по доходам и расходам», — утверждают в Минфине.
Как может развиваться ситуация с долгами и активами
Всего в 2020 году дефицит бюджета может достигнуть 5 трлн руб. (около 5% ВВП), оценивало Министерство финансов в июле. Из них около 4 трлн руб. будут профинансированы за счет чистых внутренних заимствований (размещение госбумаг минус погашение). Рейтинговое агентство Fitch прогнозирует, что федеральный госдолг возрастет по итогам 2020 года до 15,8% ВВП с менее 13% ВВП в конце 2019-го. Депозиты федерального правительства (валютные в ФНБ и рублевые счета бюджета) в 2020 году составят 13–14% ВВП, следует из доклада Fitch. Из него следует, что к концу 2020 года разница между госдолгом и активами правительства достигнет 1,9–2,9 трлн руб. (сейчас около 1,5 трлн руб.).
За пределами 2020 года разрыв между госдолгом и депозитами, вероятно, замедлит рост и стабилизируется к 2022 году. В базовом сценарии Банк России прогнозирует, что в 2022 году средняя цена барреля Urals составит $45 (на уровне нейтральной цены в бюджете), а многосторонние ограничения нефтедобычи перестанут действовать — в этом случае продажи валюты Минфином с его депозитов прекратятся. Федеральный долг стабилизируется на уровне 17,2% ВВП к 2022 году, считают эксперты Fitch. Со следующего года Минфин предлагает сократить бюджетные расходы относительно 2020 года, то есть потребности в долговом финансировании уменьшатся.
Источник: www.rbc.ru
Внешний и внутренний долг России
Внешний долг России или так называемый валовой – это заимствованная сумма денег у сторонних представителей. Его величина свидетельствует о том, насколько хороша или плоха ситуация в стране. Поэтому любое правительство всегда стремится снизить внешний долг. Какова ситуация в России по годам и как выглядит госдолг в стране – поговорим более подробно в данной статье.
Что это такое
Чтобы четко себе представлять ситуацию с внешним долгом России в реальном времени и в предыдущие годы, необходимо детально понимать, что это такое и на какие моменты он влияет.
Внешний долг любой страны, в том числе и Российской Федерации – это вся совокупная сумма денег и других финансовых обязательств, которые необходимо вернуть кредиторам (заемщикам) в определенный временной промежуток. Таким образом – это общая задолженность страны на определенный момент времени по внешним займам, с учетом как взятой в долг суммы, так и процентам по ней. Берут заемные средства государства для того, чтобы:
- Оплатить определенные расходы.
- Восполнить дефицитный бюджет.
Чаще всего финансовые средства берут у следующих:
- МВФ – Международного валютного фонда.
- У других государств.
- У различных мировых организаций.
По своей структуре он может состоять из:
- Краткосрочных займов, срок которых не превышает 1 год.
- Среднесрочных – в этом случае заемные средства берутся на срок от 1 года до 5 лет.
- Долгосрочных – срок в этом случае превышает 5 летний период.
Важно отметить, все эксперты признают, что внешний долг государства не должен превышать отметки в 77%. Именно на этом показателе считается, что у государства имеются определенные проблемы и кредиторы начинают настороженно относиться к этой ситуации. Поэтому в преобладающем большинстве случаев правительство вынуждено увеличивать проценты. Такая ситуация действует несколько успокаивающе на кредиторов. Для самого государства это означает, что ему приходится одалживать еще большие суммы.
Актуальные показатели
Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.
Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.
Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.
Внутренний долг
Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:
- Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
- Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.
Выражаются обязательства в форме:
- Государственных займов.
- Кредитов.
- Выпуска облигаций.
- Долговых обязательств под гарантии правительства.
Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:
- 1993 г. – 3,5 млрд руб.
- 1998 г. – 490 млрд руб.
- 2003 г. – 679 млрдруб.
- 2010 г. – 2 трлн.
- 2015 г. – 7,2 трлн руб.
- 2017 г. – 8 трлн.
- 2019 г. – 9,1 трлн руб.
- В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.
Внешний долг
Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:
- 1994 год – 118 млрд $.
- 1998 год – 182 млрд $.
- 2000 год – 178 млрд $.
- 2003 календарный период – 151 млрд $.
- 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
- 2009 г. – 479 млрд $.
- 2012 г. – 538 млрд $.
- 2014 г. – 728 млрд $.
- 2017 г. – 511 млрд $.
- 2019 г. – 481 млрд $.
Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.
Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.
Структура долга
Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:
- Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
- Кредиты для банков и других типов кредиторов.
- Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.
Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:
- По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
- Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
- Гарантийные обязательства под внешние займы.
- Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.
Показатели по годам
Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа.
Динамика
За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.
Прогноз
Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.
На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.
По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.
Источник: rosinfostat.ru
Путин и ЦБ загнали Россию в долговую пропасть
Давайте поговорим о современном внешнем долге РФ. Внешний долг России – это обязательства Российской Федерации, возникшие в иностранной валюте перед иностранными кредиторами (*прежде всего перед МВФ).
Сумма внешнего долга России в 2019 году составила $481,5 млрд. (или 29, 37 триллионов рублей). Об этом сообщает РИА «Новости», ссылаясь на Центробанк России (ЦБ) по состоянию на 1 января 2019.. С 2018 года этот показатель увеличился на $26,8 млрд, или на 5,9%.
Давайте посмотрим, как внешний долг РФ соотносится с её ВВП и бюджетом. ВВП России по итогам 2018 года составил $1,57 трлн. (97, 28 трлн. рублей) (данные ВМФ), а бюджет был равен 15, 2 триллиона рублей. Выходит, что внешний долг России в начале 2019 года составлял 51,75% от госбюджета РФ. А долг надо погашать. И долг погашают, да ещё с процентами. А что же остаётся на хлеб? Об этом чуть ниже.
А сейчас, я предлагаю вам официальные данные, которые характеризуют как рос внешний долг РФ при правлении Владимира Владимировича Путина.
на 01.01.2000г. = 178,256 млрд. долларов
на 01.01.2004г. = 184,955 млрд. долларов
на 01.01.2008г. = 464,384 млрд. долларов
на 01.01.2012г. = 538,884 млрд. долларов
на 01.01.2014г. = 728,864 млрд. долларов
Летом 2014 года был зафиксирован абсолютный максимум внешнего российского долга — свыше 700 млрд. USD. После этого он стал «неожиданно» быстро падать. Что же случилось? Новая экономическая политика Путина? Отчасти это так. По причине западных санкций, наложенных на российское государства (*на Путина) из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной, Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ. И слава богу! Если бы не санкции, то трудно даже было бы представить, до каких космических размеров мог бы вырасти внешний долг России?! Владимир Путин не развивал экономику России, (*которая пребывала в глубочайшей стагнации, которую Путин называет «стабильностью) а предпочитал жить в долг, совершенно не озадачиваясь пагубными последствиями такой своей политики.
А вы помните к чему привела такая «финансово -экономическая политика» Путина? Зимой 2014—2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства . Пустячок. Не правда ли?
А как же, всё таки, обслуживается этот огромный внешний долг России? По данным ЦБ России от 29 июля 2016 года, показатели УСТОЙЧИВОСТИ российской экономики к бремени внешнего долга ухудшились. Соотношение внешнего долга к ВВП достигло рекордной отметки в 40% за все время, покрываемое статистикой регулятора с 2004 года. (* а в 2014 этот показатель составлял 29 %). Обеспеченность внешнего долга валютными поступлениями снизилась до 12-летнего минимума, и к марту 2016 общая сумма задолженности на 44 % превышала годовые доходы страны от экспорта . (*экспортная составляющая экономик РФ, а это нефть и газ, прежде всего, работала на погашение внешнего долга, а оставшаяся часть выручки от экспорта закупоривалась в кубышку).
При этом на обслуживание внешнего долга (процентные платежи и погашения) на конец марта 2016, должно было уходить 36 % всего притока валюты в Россию от экспорта. По методологии Счетной палаты, которую использует в своих материалах и российский ЦБ, это значение находится выше Критического Порога, составляющего 25 %. Мне не известно, насколько сегодня (в 2020 году превышен этот уровень критичности, но надо полагать, что он ещё более увеличился, ибо путинская экономика РФ не растёт.
Итак! Внешний долг России ныне составляет без малого 500 млрд долларов США или 30 триллионов рублей! На эти средства, (*если бы их не пришлось возвращать да ещё с процентами) государство могло было бы решить огромное количество социально – экономических проблем. Но, увы, не решит. Ибо для президента Путина главной проблемой его жизни является не забота о народе, а забота о себе любимом.
Почему Путин затеял внести кучу поправок в Конституцию (*Которую ранее обещал не трогать)? И почему Путин так откровенно торопиться утвердить эти свои поправки в Основной Закон? Цель у него лишь одна — продлить свою Власть до бесконечности! Все, несомненно, обратили внимание на то, с какой небрежностью и показным равнодушием Путин говорит о том, что можно было бы и убрать из 81 статьи Конституции слово «подряд» (о президентском сроке). Его это, мол, совершенно не волнует. Смею утверждать, что это волнует Путина более всего на свете! Не сомневаюсь, что после «народного голосования» это ключевое слово «подряд» уберут из Конституции. И что будет дальше? А дальше, юристы правого управления Администрации президента, а если потребуется то и Конституционный суд РФ (купленный Путиным с потрохами за пожизненные должности судей КС), «объяснят» ошеломленному народу, что положения ст. 81 Конституции «обнуляются» в связи с внесением новых поправок. А это будет означать, что Путин вновь получит «конституционную» возможность баллотироваться в президенты РФ на два новых срока по 6 лет! Простенько, но со вкусом!
Я предлагал откорректировать ст. 81 Конституции таким образом: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков, по истечение которых это лицо теряет право вновь выдвигать свою кандидатуры на пост президента РФ и быть вновь избранным на этот пост»
Но нынешние властные Институты, на самом деле, готовы пойти на любые подлоги в изменении Конституции РФ, лишь бы сохранить свою власть, свои теплые места, свои привилегии и свою «достойную» жизнь. Боюсь, что нас ждёт продолжение путинской властной эпопеи. Это более чем реально. Спите спокойно, россияне, в своём безмятежном литургическом сне.
Источник: proza.ru