Длительность отсрочки при разводе

Длительность отсрочки при разводе

Законодательство не содержит формального понятия «срок примирения». На практике подразумевается период, предоставляемый супругам для урегулирования разногласий. Фактически это время при разводе, предназначенное для обдумывания происходящей ситуации, так называемая отсрочка до официального решения. Нередко супруги используют отсрочку не для достижения согласия, а как повод затянуть развод. Продолжительность предоставляемого супругам периода зависит от места расторжения брака: суд или органы ЗАГСа.

Развод через ЗАГС

В органах ЗАГСа расторжение брака происходит при отсутствии у супругов несовершеннолетних детей, и они оба нацелены развестись. Последнее проявляется в том, что супруги (вместе или по отдельности) приходят в орган ЗАГС и подают заявление о своих намерениях развестись. В результате они получают 1 месяц (30 дней) отсрочки для примирения.

Формально время между подачей заявления о разводе и государственной регистрацией предназначено не для супругов. Согласно п. 9 Административного регламента, утверждённого Приказом Минюста РФ № 412 от 29.11.2011 указанный срок — период ожидания при совершении каких-либо действий государственными органами.

Дополнительно отсрочка является «страховкой» от поспешных решений и позволяет исключить разводы в порыве ссоры, гнева и большинства эмоциональных намерений. Служащие ЗАГС со своей стороны даже не заговаривают о том, как затянуть развод, и не упоминают понятие «примирение».

Срок в 1 месяц исчисляется со следующего дня подачи заявления. Административный регламент разрешает подавать документ не только совместно, но и каждой стороне самостоятельно, в разное время. Тогда срок начинает течь с даты получения заявления от второго супруга.

Судебное вмешательство

Внимание! В статьях описываются типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – задайте вопрос и получите консультацию бесплатно:

Расторжение брака происходит в судебном порядке если:

  • в семье есть дети до 18 лет;
  • супруг отказывается участвовать в разводе.

Процедура развода в судебном порядке длится дольше, по сравнению с расторжением брака через органы ЗАГС. Здесь супругам официально предоставляется срок отсрочки для примирения продолжительностью в один – три месяца. Инициатором отсрочки развода может выступать как суд (право предоставлено ст. 23 Семейного кодекса РФ), так и любой супруг. Причём последний должен мотивировать своё желание уважительной причиной.

Расторжение брака в суде проходит в определенном порядке:

  1. Приём заявления. Назначение судебного заседания, с направлением извещения каждому супругу.
  2. Опрос сторон спора, выяснение позиций супругов и предоставление времени для примирения на срок 1 месяц. Причиной отсрочки может послужить неуверенное поведение (расплывчатые пояснения, отказ объяснять причину развода) либо просьба стороны процесса.
  3. Повторное заседание. Вновь уточняются намерения и позиции сторон. Предоставляется дополнительное время для примирения либо принимается решение о расторжении брака, если супруги настаивают на разводе и категорически против отсрочки.

Семейный кодекс РФ предоставляет суду право назначать примирение в пределах 3 мес. И в этот период включается как срок, назначенный судом по собственной инициативе, так и по просьбе одного из супругов. Многие заблуждаются, думая, что суд каждый раз предоставляет до 3 месяцев отсрочки для раздумий. Это самая распространённая ошибка людей, планирующих затяжной спор.

Случаи продления дополнительного времени на раздумья

Нередко супруги думают над тем, как затянуть развод и выиграть время. Движут ими при этом самые разные причины — стремление сохранить брак, намерение решить спорные моменты с алиментами, совместным имуществом. Иногда присутствует желание «насолить» или заставить инициатора развода понервничать. Закон предоставляет множество возможностей затянуть бракоразводный процесс:

  1. Если расторжение брака идёт через органы ЗАГС, то супруг может долго уклоняться от написания заявления. Ответственность за это отсутствует. Чтобы в итоге прекратить брак, другому супругу придётся обращаться в судебную инстанцию. Это обращение приведет к отсрочке развода еще на 4 месяца.
  2. Если, в предоставленный судом срок, примирение не состоялось, супруг может попросить суд отложить очередное заседание из-за невозможности явиться по уважительной причине:
  • Заболевание, пребывание в стационаре — подтверждается справками и больничным листом.
  • Направление по приказу работодателя в командировку — подтверждается приказом и билетами.
  • Невозможность прибыть из-за форс-мажорных обстоятельств (поломка автомобиля, погодные условия и прочее). Срок события может иметь разную продолжительность.

Суд оценивает причину неявки. Находит её удовлетворительной – судебное заседание откладывается. В противном случае решение выносится без присутствия супруга.

  1. Вынесенное судебное решение о разводе разрешено обжаловать в апелляционном порядке. Жалобу можно направить при помощи ФГУП «Почта России» (срок доставки — 5–7 дней) в последний день. Рассмотрение в апелляции — это 2 мес. дополнительного времени.
  2. Если супруг планирует «справедливый», по его мнению, раздел имущества, то нужно заявить о рассмотрении этого дела отдельным судебным заседанием. Стороны встретятся в суде ещё раз.

В целом бракоразводные процессы – тяжёлое испытание для супругов. Становится гораздо труднее, если один из супругов пытается «свести счёты», использует примирение, как повод. Оказавшимся в такой ситуации необходимо знать о собственных процессуальных правах и уметь отстаивать их.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Источник: razvodis.ru

Продление бракоразводного процесса

Брачный союз не всегда оказывается успешным. В этом случае оформляется развод с обращением в ЗАГС или подачей иска одним из супругов в судебную инстанцию. Но иногда у мужа или жены возникает необходимость продления процедуры расторжения брака, чтобы попытаться сохранить семью или успеть решить возникшие вопросы. Рассмотрим, как можно продлить бракоразводный процесс, с применением способов, не противоречащих требованиям законодательства.

Длительность развода при обращении в ЗАГС и судебную инстанцию

Обращение с просьбой о расторжении брака через ЗАГС возможно при наличии следующих условий:

  • отсутствии противоречий между мужем и женой в желании расторгнуть брак;
  • отсутствии совместного ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста;
  • если один из супругов официально признан пропавшим без вести;
  • в случае признания мужа или жены недееспособными;
  • если один из супругов осужден на трехлетнее тюремное заключение.

Если в ЗАГС по поводу расторжения заключенного брака обращается один из супругов, принятие решения требуется в пределах месяца от момента посещения инстанции. При совместном обращении, супругам предоставляется тридцать дней на обдумывание последствий такого поступка и возможности отказа от развода.

Отсчет срока расторжения брака через ЗАГС начинается от момента, когда заявление официально зарегистрировано в указанном органе. Если тридцатый день приходится на выходной или праздничный, то окончание отсрочки переносится на ближайшую рабочую дату.

Процедура расторжения брачного союза может затянуться, если отсутствует судебное постановление о пропаже человека без вести или признании виновным в преступлении, заслуживающем срока заключения от трех лет и более. В данном случае инициатору развода придется дождаться соответствующего решения суда для одностороннего обращения по поводу расторжения брака.

Читайте также:  Возможна ли регистрация брака без ожидания в очереди?

Обращение в суд по поводу бракоразводного процесса потребуется при наличии следующих обстоятельств:

  1. присутствия совместных детей, не достигших совершеннолетнего возраста;
  2. муж или жена возражают против решения разойтись;
  3. одна из сторон не желает обращаться в ЗАГС, не объясняя мотивов таких возражений.

В зависимости от перечисленных причин возможны такие сроки рассмотрения дела:

  • минимальная продолжительность слушания дела о расторжении заключенного ранее брака – в пределах одного месяца и десяти дней, если у супругов отсутствуют разногласия по порядку раздела имущества, места проживания детей, участники своевременно явились на заседание суда, а желание развестись обосновали, приведя веские аргументы;
  • до трех месяцев – при наличии споров относительно указанных выше обстоятельств;
  • на больший период – если одна из сторон намеренно затягивает дело о расторжении брака, под обоснованными причинами не являясь на судебные заседания.

Предельная продолжительность расторжения брака при обращении в судебный орган – до четырех месяцев и десяти дней. Из указанного периода месяц приходится на рассмотрение иска, трех – на судебное делопроизводство, десяти дней – в этот срок постановление обретает законную силу.

Кроме действий одной из сторон, задержка может объясняться несовершенством и нарушениями в функционировании судебной системы – если своевременно не были уведомлены участники процесса, допущены другие отклонения от норм и правил.

Расторжение брака посредством обращения в судебную инстанцию может затянуться, если истцу будет отказано в приеме заявления по причине:

  1. отсутствия таких полномочий, если в роли заявителя выступает государственный орган;
  2. при упоминании в иске вопросов, не относящихся к браку или затрагивающих интересы других людей;
  3. наличия действующего решения другого судебного органа по отношению к указанной супружеской паре.

Иск о расторжении брака может возвращаться заявителю, если:

  • подан неполный комплект документов;
  • решение о разводе неподсудно для данной инстанции;
  • иск подало недееспособное лицо;
  • допущены нарушения в оформлении заявления;
  • судебный или государственный орган уже рассматривают указанный вопрос.

Один из участников может уклоняться от появления в суде, что послужит причиной затяжки рассмотрения вопроса о расторжении брака. По закону судья может утвердить постановление о разводе при трехкратной неявке одного из супругов. Но такой исход крайне маловероятен, поскольку для объективности принятого решения требуется обязательное присутствие обеих сторон.

В какой период можно обжаловать развод

Принятое судом постановление можно обжаловать до истечения десяти дней от даты, когда оно было вынесено. Для этого сторона, не согласная с решением суда, должна обратиться с апелляцией в вышестоящий орган.

Если указанный срок истек, постановление признается официально вступившим в силу, поэтому изменить исход такого рассмотрения крайне сложно, и положительный результат подобных действий практически недостижим.

Но одному из супругов предоставлено право оспорить порядок раздела собственности, принятый судебным постановлением уже после того, как оно вступило в силу. Согласно п. 7 ст. 38 СК РФ и ст. 196 ГК РФ, продолжительность обжалования имущественных вопросов составляет три года от момента расторжения брачного союза.

Когда судом может быть отложено принятие решения о разводе?

Чтобы процедура расторжения заключенного брака по инициативе одного из супругов, подавшего иск в судебную инстанцию, прошла максимально быстро, необходимо четко обосновать такое решение и указать обстоятельства, по которым дальнейшее совместное проживание не представляется возможным. Иначе судебный орган может выделить супругам время, чтобы восстановить взаимопонимание в семье в пределах трехмесячного срока.

Откладывание заседания может происходить по причине неявки одного из участников. Также развод может затянуться, если стороны не могут прийти к взаимоприемлемому решению относительно места жительства совместного ребенка или раздела общей собственности.

Возможна затяжка процедуры при подаче встречного иска второй стороной, с требованиями, идущими вразрез с интересами первого заявителя.

Как добиться отсрочки при расторжении брака через ЗАГС, и продлить процедуру рассмотрения вопроса о разводе в судебном органе?

Возможно применение следующих действий, которые затянут бракоразводный процесс, со стороны одного из супругов:

  • не явиться на судебное разбирательство по уважительной причине. К обоснованным обстоятельствам причисляются заболевание, возможный переезд, неправильное или несвоевременное вручение уведомления, невозможность прибытия в зал, где проходит заседание в связи с аварией, природным катаклизмом и другими причинами. Отсутствие подтвержденных оснований не позволяет суду отложить заседание. Неявка должна обосновываться соответствующим документом;
  • ходатайствовать в судебный орган о предоставлении отсрочки. Подобное возможно, если у инициатора развода отсутствуют серьезные аргументы в пользу подобного обращения. Еще один из поводов переноса заседания – проведение необходимых экспертиз и других действий, требуемых для рассмотрения дела (оценка имущества и пр.). Подобная просьба излагается письменно непосредственно на заседании или в устной форме;
  • обратиться к суду с просьбой привлечения дополнительных свидетелей – допускается при условии у данных лиц личной заинтересованности в данном вопросе и собственных требований;
  • обратиться с встречным исковым заявлением – о разделе совместной собственности, определении места проживания несовершеннолетнего ребенка и пр.;
  • перевести дело о расторжении заключенного брака в категорию, требующую изменения инстанции с мировой на районную – выразив несогласие с местом проживания ребенка, при отсутствии подобных разногласий ранее.

Любое из перечисленных действий поможет значительно затянуть рассмотрение дела.

Принимая решение о том, как затянуть бракоразводный процесс, необходимо учесть, что указанные действия не должны противоречить действующему законодательству или квалифицироваться судом как проявление неуважения к данной инстанции. В противном случае нарушителю грозит применение предусмотренной законом ответственности.

Источник: razvodideti.ru

КС РФ постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе

billiondigital / Depositphotos.com

Военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья. При этом на таких военнослужащих и членов их семей не распространяется действие иных видов жилищных гарантий, предусмотренных для этих категорий граждан (жилищных субсидий, права на предоставление жилья в собственность или по договору соцнайма либо получение государственных жилищных сертификатов) (п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, далее – Закон № 76-ФЗ).

Стоит напомнить, что с 1 января 2005 года в стране одновременно действуют две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем – по Закону № 76-ФЗ и по Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”, далее – Закон № 117-ФЗ. Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения со службы, по общему правилу обеспечиваются жильем по первому из упомянутых законов. При этом отдельные категории таких военнослужащих вправе стать участниками системы по своему желанию. На остальных военнослужащих (в том числе заключивших контракт после 1 января 2005 года) распространяется действие Закона № 117-ФЗ, причем для большинства из них участие в накопительно-ипотечной системе обязательно (ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).

Читайте также:  Как развестись, если оба супруга находятся в тюрьме?

Таким образом, вне зависимости от волеизъявления военнослужащего или его супруга(и), граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающие прохождение службы или уволенные с нее после указанной даты, если их супруг или супруга являются участниками накопительно-ипотечной системы, не могут воспользоваться возникшим у них согласно критериям Закона № 76-ФЗ правом на обеспечение жильем вместо участия супруга(и) в этой системе.

Именно с такой проблемой столкнулся гражданин У. Он проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России с 3 августа 1993 года, а в мае 2014 года был уволен со службы по состоянию здоровья. Общая продолжительность его службы на момент увольнения составила более 20 лет. До этого гражданин У. и члены его семьи (супруга и несовершеннолетний ребенок) решением жилищной комиссии воинской части от 30 апреля 2014 года были признаны нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания. Однако в августе 2015 года они были исключены из списков нуждающихся из-за того, что супруга гражданина У., сама проходящая военную службу по контракту в звании прапорщика, была участником накопительно-ипотечной системы согласно п. 3 ч.1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ. Оспорить такое решение жилищной комиссии гражданину У. не удалось – районный суд Санкт-Петербурга отказал ему в удовлетворении требований об оспаривании этого решения и обязании комиссии включить семью в список нуждающихся в жилье, предоставляемому по договорам соцнайма, и о предоставлении такого жилья. Апелляционная инстанция оставила решение без изменения. При этом суды со ссылкой на п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ указали, что гражданин У., являясь членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включенного в реестр участников накопительно-ипотечной системы, не может быть обеспечен жильем иным способом, нежели путем приобретения или строительства жилья по программе этой системы для военнослужащих.

Посчитав нарушенными свои права, гражданин У. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.

КС РФ по итогам рассмотрения жалобы (без проведения слушания) вынес Постановление от 20 июля 2018 г. № 34-П, в котором пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ оспариваемых законоположений.

Нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможности реализовать военнослужащим ранее возникшее у них право на обеспечение жильем согласно Закону № 76-ФЗ, если их супруг или супруга, также проходящие военную службу, становятся участниками накопительно-ипотечной системы, вне зависимости от желания таких граждан выбрать вместо участия их супругов в системе возможность обеспечения семьи жильем.

КС РФ отметил в своем постановлении следующее:

  • государство обязано создавать условия для реализации права граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Отдельным категориям граждан жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов. Военнослужащие относятся к таким категориям, поскольку выполняют конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.);
  • само по себе правило о нераспространении на участников накопительно-ипотечной системы иных видов жилищных гарантий не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 23 декабря 2014 г. № 2893-О, Определение КС РФ от 29 января 2015 г. № 117-О);
  • нормы Закона № 76-ФЗ в оспариваемой части ставят военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов – участников накопительно-ипотечной, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками системы;
  • оспариваемое правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.

Суд указал также, что судебные решения, принятые в отношении гражданина У. подлежат пересмотру. Федеральному законодателю надлежит теперь внести в закон соответствующие изменения.

Напомним, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).

Источник: www.garant.ru

Я и моя супруга военнослужащие, супруга купила квартиру как участник НИС в другом городе 43 кв.

м. В конце 2019 года мне обещают выплатить субсидию на покупку жилья на меня и на сына, 23 календарных лет в армии. В Руже сказали что мне не выплатят на меня с сыном за 42 кв.м, т.к я с ребенком имеем долю в квартире супруги но мы с сыном не прописаны в квартире жены что нам делать?

Вы путаете регистрацию по месту проживания и право собственности, то есть получение доли в праве (209 ГК РФ). Если действительно У вас есть доли в праве в квартире супруги, то вы считаетесь обеспеченным. РУЖЕ вам имеет право отказать.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12136616/#ixzz5s2W4EYWA

Ну и что из того что вы не прописаны в квартире жены Это обстоятельно в данном случае не имеет ни какого значения

В статье 51 ЖК РФ сказано следующее: При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Обратите внимание что сказано в законе:определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

То есть ваша жилищная обеспеченность оценивается не по прописке а по наличию жилья, имеющегося у вас в собственности У вас при получении субсидии будут учитывать доли в квартире жены и соответственно на размер этих долей вам уменьшат субсидию И вы здесь ничего не сделаете.

В настоящее время имеется определение верховного суда где была разделена квартира купленная на средства накопительной ипотечной системы, в которой суд признал это совместно нажитым имуществом, но первое что вам необходимо сделать это написать что у вас избранное место жительства город Омск или Тюмень – там учетная норма для признания нуждающимися в жилье 15 кв. м на одного человека и вас точно не смогут снять с учета. Второе что необходимо это то когда вам будет выплачена жилищная субсидия с учётом половины квартиры купленной супругой, вы должны это обжаловать в суде, самое главное обжалуйте в районном суде когда будете уволены со службы, потому что шансов в военном суде у вас ни каких нет. Когда будет судебное заседание принесите с суд практику самарского районного суда г. Самары по иску Корчагина и ещё апелляционное определение.

Читайте также:  Свидетельство о заключении брака

Вопрос не в прописке, а в том, что получение квартиры по НИС является вашей совместной собственностью а значит вы не нуждаетесь в жилье, хотя этот момент спорный в силу того что при получении НИС сумма НИС не зависит от количества членов семьи

Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета в форме в том числе предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Каких-либо ограничений для членов семьи военнослужащего в режиме и порядке пользования жилым помещением, в том числе приобретённом за счёт участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, названными выше Законами не предусмотрено.

Следовательно, приобретение военнослужащим жилья за счёт участия в накопительно-ипотечной системе является одной из форм его жилищного обеспечения, реализуемого за счёт средств федерального бюджета, на данную квартиру распространяются такие же правила, установленные пунктом 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации, что и к имуществу, нажитому супругами во время брака.

Таким образом, приобретённая сторонами в период брака квартира за счёт участия одного из супругов в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих является их совместной собственностью.

Дмитрий по статье 51 ЖК вам не светит, если только Вы разведетесь с супругой. А супруга даст Вам развод? Удачи!

Обжаловать снятие с учета, отказ в выплате. Покажите им Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2018 N 34-П. Этот вопрос разрешен уже.

С 1 января 2005 года в Российской Федерации действуют одновременно две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями, предусмотренные соответственно Федеральным законом “О статусе военнослужащих” и Федеральным законом “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”. Военнослужащие – граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения с военной службы обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном Федеральным законом “О статусе военнослужащих”, притом что определенные категории таких военнослужащих вправе стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих” для большинства военнослужащих, на которых распространяется накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, участие в ней является обязательным.

В целях реализации положений Федерального закона “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих” подпунктом “г” пункта 1 Федерального закона от 8 мая 2006 года N 66-ФЗ “О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих” статья 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” была дополнена пунктом 15, согласно абзацу второму которого на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 – 19 данной статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 данного Федерального закона, регламентирующих иные виды жилищных гарантий для военнослужащих (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ).

Из буквального смысла оспариваемого пункта 15 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, так и смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, следует, что в случае, когда военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающий прохождение службы или уволенный с нее после указанной даты, имеет супругу (супруга), проходящую (проходящего) военную службу по контракту, участие которой (которого) в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих является обязательным в силу части 1 статьи 9 Федерального закона “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”, на такого военнослужащего не распространяются жилищные гарантии, установленные абзацем двенадцатым пункта 1, пунктами 13, 14, 16 – 19 статьи 15, а также абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

Это означает, что с момента вступления супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих такой военнослужащий утрачивает независимо от своего волеизъявления ранее возникшее на основании Федерального закона “О статусе военнослужащих” право на предоставление жилого помещения и реализация его потребностей в жилье зависит от реализации жилищных прав супруги (супруга) в соответствии с Федеральным законом “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”. При этом действующее законодательство (часть 3 статьи 9 Федерального закона “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”) не предусматривает такого основания исключения военнослужащего, участвующего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, из реестра ее участников, как обеспечение его жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”. Между тем само по себе признание военнослужащего участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и включение его в соответствующий реестр не свидетельствует о реализации им указанного вида жилищной гарантии, поскольку, по общему правилу, право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, возникает при достижении общей продолжительности военной службы двадцать лет и более или при наличии определенных оснований для увольнения со службы в случае достижения общей продолжительности военной службы десять лет и более.

Такое правовое регулирование не имеет объективного и разумного оправдания, ставит военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение военной службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить военную службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругу (супруга), участвующую (участвующего) в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.

Конституционный Суд РФ рекомендовал федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

Источник: www.9111.ru