Замена календарных лет при исчислении пособий

Замена календарных лет при исчислении пособий

Согласно части 1 статьи 14 Закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Поскольку в 2019 году работник не находился в указанных выше отпусках, оснований для замены 2019 года не имеется.

Пособие по беременности и родам должно быть исчислено из заработка за 2018-2019 гг.

Действующее законодательство не содержит указаний о том, сколько заявлений о замене лет расчетного периода следует написать – одно в году или по каждому страховому случаю.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, расчет пособий в каждом году производится из одного и того же периода (двух лет, предшествующих наступлению страхового случая), поэтому, по мнению Тверского регионального отделения, одного заявления о замене лет в году, в котором указано, что заменять периоды следует по всем листкам нетрудоспособности, по которым наступает страховой случай в данном году, достаточно.

Действующим законодательством не предусмотрена форма заявления о замене лет расчетного периода, однако из содержания заявления должно усматриваться какие года (год) расчетного периода на какие (какой) предшествующие наступлению страхового случая календарные годы (год) подлежат замене, а также указание на страховой случай (страховые случаи), при расчете которого необходимо произвести замену лет (конкретный страховой случай или все страховые случаи, которые будут иметь место в данном календарном году).

С 2011 по февраль 2020 года я работала в государственном учреждении, с марта 2020 года перешла на новое место работы, но через три месяца уволилась. С июля 2020 года я устроилась на работу и в 2021 году должна уйти в отпуск по беременности и родам. За 5 лет в декрет не уходила. Могу ли я для расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2021 году использовать период за 2018-2019 гг.?

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работающего лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В изложенной ситуации страховой случай наступит в 2021 году, следовательно расчетным периодом являются 2020-2019 гг. Поскольку в расчетном периоде работница не находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, право на замену лет у нее отсутствует.

Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению получателя пособия могут быть заменены для расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом), если это приведет к увеличению размера пособия. В 2020 году в расчет берется заработок за 2018 и 2019 годы. Можно заменить как 2018 и 2019 годы, так и только 2018 или только 2019 год. Возможно заменить тот или иной год даже в случае, когда работник находился в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком один день в году.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления вышеперечисленных обстоятельств, в том числе за время работы у другого работодателя. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Замена лет, которые используются при расчете среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а только на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

Читайте также:  Неправомерное сокращение работников

Таким образом, поскольку страховой случай наступил в 2020 году, то расчетным периодом будут являться 2018-2019 годы. Но так как работник с 2015 по 2018 год находился в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то замена расчетного периода может быть произведена следующим образом: 2018 год может быть заменен 2014 годом, при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого работодателя. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Расчетный период для исчисления пособия по беременности и родам – это два календарных года (с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Например, если страховой случай наступил в 2020 году, расчетным периодом будут являться 2018 и 2019 гг.

Из положений ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ следует, что работница может рассчитывать на замену календарных лет для расчета пособия по беременности и родам, если это приведет к увеличению размера пособия. Для этого работник должен написать заявление о замене одного или обоих лет расчетного периода на более ранний год (годы), непосредственно предшествующий (предшествующие) году, в котором наступил страховой случай (Письмо Минтруда от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105).

В рассматриваемой ситуации страховой случай (отпуск по беременности и родам) наступит в 2020 году, следовательно, расчетным периодом является 2014-2015 гг. Поскольку в 2018-2019 гг. Вы находились в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, у Вас есть право, на основании заявления, на замену 2018-2019 гг. на 2015-2016 гг.

Источник: r69.fss.ru

Кто, когда и как может выбрать года для расчета декретных — правила выбора и замены расчетного периода на примерах

Расчетным сроком для декретных выплат признается двухгодичный период перед годом оформления пособия. Один или оба расчетных года можно заменить при соблюдении определенных условий и правил.

Право на выбор других более ранних лет есть у тех женщин, которые пребывали в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком в расчетном периоде.

  1. Когда допускается замена лет для пособия по беременности и родам?
  2. Правила выбора другого расчетного периода
  3. Пример 1
  4. Пример 2
  5. Пример 3
  6. Как оформить?
  7. Выводы

Когда допускается замена лет для пособия по беременности и родам?

Закон 255-ФЗ регулирует процедуру замены лет для исчисления декретного пособия. По общему правилу расчетными признаются два календарных года, которые идут перед годом оформления отпуска по БиР.

Право выбора для расчета закреплено в п.1 ст.14 Закона 255-ФЗ.

Согласно данному пункту, выбрать года для расчета декретных можно в случае, если в расчетном периоде был либо отпуск по беременности и родам, либо по уходу за ребенком до 1.5 лет.

Право на замену есть также в том случае, если в двухгодичный период попал даже один день декрета.

Менять можно тот год, в котором имеются декретные дни.

Правила выбора другого расчетного периода

При замене расчетного периода нужно соблюдать ряд условий и правил:

  • менять можно только тот год, в котором был хотя бы один день декретного отпуска;
  • менять можно только на год, предшествующий расчетному периоду;
  • нельзя пропускать года, в которых не было декрета;
  • в результате выбора размер пособия по беременности и родам должен увеличиться;
  • женщина сама должна заявлять о своем желании выбрать другие года для расчета.

При расчете пособия по беременности и родам берется суммарный полученный доход за каждый из двух расчетных лет, после чего делится на количество дней периода и умножается на число декретных дней.

Пособие по БиР = (Доход за 1-й расч.год + Доход за 2-й расч.год) / (Кол-во дней в расч.периоде — Исключаемые дни) * Дни декрета.

В данной формуле:

  • Количество дней периода составляет 730 или 731, если попал високосный год.
  • Исключаемые дни — это время отпуска по беременности и родам, по уходу до 1.5 лет, по больничным листам.
  • Дни декрета — 140, 156 или 194. В общем случае это 140, при сложных родах 156, при двойне — 194.

Важно, чтобы в результате сделанного выбора размер пособия увеличился. Для этого нужно проводиться расчет декретных с заменой и без нее.

Особенность в том, что при выпадении декрета на расчетный период доход женщины меньше, однако данные дни будут вычтены в знаменателя формулы. Соответственно, пособие будет рассчитано, исходя из фактически отработанного времени и полученного заработка. Возможно, что данный вариант окажется выгоднее, чем при замене лет на более ранние, когда доход может оказаться и ниже.

При расчете декретного отпуска по БиР нужно проводить несколько расчетов: без замены и с заменой. При этом заменять года можно иногда по-разному. Ниже на примерах даны пояснения о том, как правильно выбирать период для расчета.

При расчете важно учитывать, что пособие не может быть меньше минимального значения и больше максимального.

Пример 1

Исходные данные:

Женщина в 2019 оформляет отпуск по БиР со вторым ребенком на 140 дней.

Читайте также:  Как поступить, если директор нарушает договоренности?

Декрет с первым закончился 10.01 2017.

Заработок: 2016 = 410 000, 2017 = 520 000, 2018 = 700 000.

Есть ли право замены и нужно ли его проводить?

Расчетный период — 2017 и 2018. В 2017 у женщины 10 дней декрета (с 01.10 по 10.01), значит, его можно поменять на предшествующий — 2016. В 2018 декрета не было, его менять нельзя.

Рассчитаем пособие с заменой и без нее:

Расчет за 2017-2018 = ( 520 000 + 700 000) / (730 — 10) * 140 = 237 222, 22 руб.

Расчет за 2016, 2018 = (410 000 + 700 000) / 731 * 140 = 212 585, 50 руб.

Как видно из произведенных вычислений, женщине не выгодно брать другой 2016г. вместо 2017, поэтому писать заявление о замене лет не нужно.

Пример 2

Женщина в 2019 оформляет декрет по БиР на 140 дней со вторым ребенком.

Декрет с первым продолжался весь 2017 до 20.06.2018.

Заработок: 2015 = 320 000, 2016 = 480 000, 2017 = 0, 2018 = 220 000.

В 2015 и 2016 исключаемых дней не было, в 2017 — 365 исключаемых дней, в 2018 — 171 исключаемых дней.

Нужно ли выбирать другие года в данном примере?

В данном примере у женщины расчетный период — 2017-2018. В обоих годах имеются декретные дни, значит, поменять можно либо оба, либо один год, либо не менять их совсем. Нужно заранее просчитать, какой вариант более выгодный.

Возможны следующие варианты:

  1. оставить 2017-2018;
  2. поменять 2017 на 2016;
  3. поменять 2018 года на 2016;
  4. поменять 2017 и 2018 на 2015 и 2016.

Расчет за 2017-2018 = (0 + 220 000) / (730 — (365 + 171)) * 140 = 158 762, 89.

Расчет за 2016, 2018 = (480 000 + 220 000) / (731 — 171) * 140 = 175 000, 00.

Расчет за 2016-2017 = (480 000 + 0) / (731 — 365) * 140 = 183 606, 56.

Расчет за 2015-2016 = (320 000 + 480 000) / 731 * 140 = 153 214, 77.

В результате исчисления для четырех разных вариантов видно, что наибольшая сумма получается в случае замены только одного года — 2018 на 2016, когда расчетным периодом признается с 01.01.2016 по 31.12.2017.

Женщина не обязана менять год, в котором был декрет на более ранний, это ее право, а не обязанность. Поэтому 2017 г. она может оставить на законных основаниях, хотя в нем не было ни одного отработанного дня.

Пример 3

Женщина в период с 01.01.2016 по 30.06.2017 получала пособие по уходу за ребенком в соцзащите в минимальном размере и была при этом безработной.

На работу устроилась в декабре 2017.

Заработок за 2017 составил 40 000, за 2018 = 420 000.

В 2019 оформляет отпуск по беременности и родам со вторым ребенком. Есть ли у нее право замены?

Расчетный период в данном примере — 2017 — 2018. В это время женщина получаете ежемесячное пособие до 1.5 лет в соцзащите в период до 30.06.2017.

Получение пособия в статусе безработной не дает основания для замены этого года на более ранний. Получая деньги в соцзащите, женщина не находится в декретном отпуске, а только наличие такого отпуска в расчетном периоде дает право на выбор.

Так как декретного отпуска в 2017 и 2018 гг. не было, то менять период нельзя, расчет нужно производить исходя из доходов за время с 01.01.2017 по 31.12.2018. Дни получения пособия на ребенка не исключаются.

Пособие = (40 000 + 420 000) / 730 * 140 = 88 219, 18 руб.

Как оформить?

В законе сказано, что замена лет производится только по письменному заявлению женщины.

Если заявления не будет, то работодатель менять ничего не должен, а обязан рассчитать пособие, исходя из последних двух лет.

Если же просьба работницей подана, то обязанность работодателя провести как минимум два расчета и выбрать наиболее выгодный вариант. Часто без выбора размер выплаты оказывается больше, чем при замене.

Если работодатель заменит года на основании заявления сотрудницы без проверки на то, увеличивается пособие или нет, то работница впоследствии вправе потребовать пересчета декретных.

Заявление о замене периода для расчета пособия по БиР подается женщиной вместе с прочими документами на оформление отпуска. Также оно может быть подано и позже — после назначения декретных без выбора лет. В этом случае работодатель пересчитать сумму.

Выводы

Работодатель обязан произвести расчет декретного пособия с учетом замены лет, если того просит работница. При этом, меняя период, он должен убедиться, что размер выплаты вырос.

Право выбора есть только у той женщины, которая находилась в декрете в расчетном периоде (в одном или обоих годах).

Без заявления сотрудницы работодатель не вправе производить самостоятельные изменения и обязан рассчитать выплату, исходя из заработка за 2 последних года.

Источник: praktibuh.ru

Заявление о замене лет для расчета пособия: образец 2019 года

Можно ли подать работодателю заявление о замене лет для расчета пособия? Как выглядит образец 2019 года? Можно произвести замену лет для расчета пособия по временной нетрудоспособности или пособия по беременности и родам? На какие годы можно поменять? Расскажем и приведем пример.

Принцип расчета пособий в 2019 году

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитываются исходя из среднего заработка застрахованного лица. Такой средний заработок исчисляется за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в т.ч. за время работы у другого работодателя (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Например, сотрудница идет в отпуск по беременности и родам в сентябре 2019 года. Тогда расчетный период по умолчанию: 2017 и 2018 годы полностью.

При расчете среднего заработка для оплаты отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком из расчетного периода нужно исключить периоды (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):

  • временной нетрудоспособности;
  • отпуска по беременности и родам;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • освобождения работника от работы с сохранением заработной платы, если она не облагалась страховыми взносами на ВНиМ.
Читайте также:  Должно ли оплачиваться трудоустройство со стажировкой?

Пример: сотрудница принесла больничный, в котором дата начала декрета 25 сентября 2019 года. Расчетный период – с 1 января 2017-го по 31 декабря 2018 года. В 2018 году сотрудница была на больничном с 5 по 13 апреля. За эти дни ей выплатили пособие, поэтому при расчете среднего заработка этот период не учитывайте. Других периодов, которые нужно исключить из расчетного периода, не было. Количество календарных дней в 2017 году – 365; в 2018 – 365 дней. Продолжительность расчетного периода – 721 день (365 дн. + 365 дн. – 9 дн.).

При расчете среднего заработка для оплаты больничного исключать какие-либо периоды из расчетного периода не надо.

Как заменить расчетный период в 2019 году

Если в любом из двух предшествующих календарных лет работник находился в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, то соответствующий календарный год (года) в целях расчета пособия может быть заменен предшествующим календарным годом (годами), если это приведет к увеличению размера пособия. Для замены лет в расчетном периоде достаточно будет заявления работника (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Однако заменить год в расчетном периоде можно не на любой год, который захочет работник, а лишь на тот, который непосредственно предшествует году, в котором работник был в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком (Определение ВС от 12.02.2018 № 309-КГ17-15902 по делу № А50-26803/2016). Например, если страховой случай наступил в 2019 году, а в 2017 году (частично) и в 2018 году (полностью) работница находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком, то в качестве расчетных периодов можно использовать:

  • 2016 и 2017 годы;
  • 2015 и 2016 годы.

Работодателю нужно будет сравнить, за какой из расчетных периодов пособие окажется больше, и выбрать соответствующий период.

Образец заявления на замену расчетного периода в 2019 году

Вот как в 2019 году может выглядеть образец заявления на замену лет расчетного периода при расчете пособий

Источник: buhguru.com

Нарушение прав и законных интересов заявителя.

Так сложилось, что материальные основания для признания в судебном порядке незаконными действий и бездействия, ненормативных актов и вообще всяких результатов деятельности (далее – действия) органов публичной власти либо должностных лиц (далее – органы власти) у нас в стране сосредоточены в процессуальном, а не материально-правовом законодательстве.

Наиболее лаконично и точно, на мой вкус, они выражены в ч.2 ст.201 АПК РФ и включают в себя два обязательных элемента:

1) нарушение этими действиями норм права и

2) нарушение этими действиями прав и законных интересов заявителя.

В принципе, нечто аналогичное, но в более развернутом виде, мы видим в ч.9 ст.226 КАС РФ, п.3 которой раскрывает нарушение оспариваемыми действиями норм объективного права, а п.1 – также говорит о нарушении прав, свобод, законных интересов административного истца.

Раньше аналогичные правила содержались п.1 ч.2 ст.227 ГПК РФ, а еще раньше их можно было вывести из системы ст.239.2 и 239.7 старого ГПК РСФСР и ст.2 и 7 Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

С несоответствием оспариваемых дейтсвий закону все более или менее понятно (насколько вообще может быть что-то понятно в российской юриспруденции), а вот со вторым условием.

В сущности, если мы признаем, что и административное право реализуется в правоотношениях, то в таком случае практически всегда нарушение органом власти требований нормативных актов должно выступать как нарушение субъективного административного права другого участника соответствующего административного отношения.

При таком подходе единственной функцией второго условия признания незаконными действий органов власти выступит недопущение обращения в суд за защитой чужих интересов. Только если в суд обратилось лицо, не участвующее в спорном административном отношении, суд мог бы констатировать, что да, нарушение требований норм права имело место, не не было нарушено прав заявителя. Если же обращается в суд сам участник административного отношения, то констатация наличия первого обстоятельства с неизбежностью должна влечь за собой и признание нарушенными субъективных прав заявителя – как минимум административных.

Именно такой подход – по моему глубокому убеждению – является единственно верным.

Однако, судя по всему, наши суды исходят из совершенно другого понимания нарушения прав и законных интересов заявителя. Они постоянно требуют показать, какие иные – находящиеся за пределами спорного административного правоотношения – права или интересы заявителя нарушены, и отказывают в удовлетворении требований, даже при установлении неправомерности действий органов власти, если таковые не будут названы.

Как представляется, такой подход категорически противоречит и самому тексту закона, и самой идее судебного оспаривания административных актов.

При этом я сильно сомневаюсь, что это требование – показать нарушение каких-то еще иных прав и законных интересов – основано, например, на административно-правовых теориях о реализации административного права вне правоотношений. (Вообще, можно заметить, что административное право намного лучше описывается через теорию правоотношения, чем многие права гражданские.) Здесь, скорее, проявляется процветающее в наших судах страмление во что бы то ни стало оправдать власть, а если за ней и будут замечены нарушения – сделать вид, что это не так уж и важно.

Я бы еще понял такое разделение, если бы этот вопрос возникал при рассмотрении вопроса о приянтии мер по устарнению нарушения, но нет – суды обсуждают его и при простой констатации нарушения. Как-будто действия органа власти, если они не нарушают ничего, кроме самого административного права заявителя, становятся вдруг от этого правильными.

Источник: zakon.ru