Имеет ли право работодатель требовать справку о прохождении медицинского осмотра с водителей корпоративного транспорта

Законно ли работодатель требует водительскую мед справку?

Правомерны ли требования работодателя о прохождении медицинского освидетельствования работниками — водителями корпоративного автотранспорта и предоставлении ими справки о состоянии здоровья каждые три года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Требования работодателя неправомерны. Действующее законодательство не предусматривает обязательное освидетельствование и переосвидетельствование работников, занятых на работах, связанных с использованием транспорта. В то же время работодатель обязан организовывать и оплачивать проведение медицинских осмотров (обследование) таких работников с периодичностью 1 раз в 2 года.

В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ некоторые категории работников в обязательном порядке проходят предварительные и периодические медицинские осмотры. Следует отметить, что законодательство разграничивает такие виды процедур, как медицинский осмотр (обследование) и медицинское освидетельствование, они являются самостоятельными мероприятиями, имеющими разные цели, формы, средства и т.д. Порядок проведения медицинский осмотров (обследований) и порядок проведения медицинских освидетельствований урегулированы различными нормами права.

Так, согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее — Закон N 196-ФЗ) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Освидетельствование проводится в случаях, предусмотренных пп. 10, 16, 38, 42 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 N 1396. По результатам освидетельствования гражданину выдается медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами. Форма справки установлена приложением N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.09.2010 N 831н “Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами”. В настоящее время указанная справка выдается без указания срока ее действия.

Таким образом, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают ли они водителями или нет. Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия.

Вместо этого предусмотрено прохождение сотрудниками, занятыми на работах, связанных с движением транспорта, обязательных периодических медицинских осмотров для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таким образом, указанная медицинская справка не является документом, подтверждающим прохождение работником периодического медицинского осмотра, поэтому у работодателя отсутствуют какие-либо правовые основания для истребования такой справки с уже работающего в организации водителя.

Порядок проведения медицинский осмотров (обследований) в рамках трудовых отношений подробно регламентирует трудовое законодательство. В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Из содержания ст. 213 ТК РФ следует, что в отношении водителей у работодателя существует обязанность проводить и оплачивать следующие процедуры: предварительный медицинский осмотр, периодический медицинский осмотр, предрейсовый медицинский осмотр, послерейсовый медицинский осмотр.

С 1 января 2012 года приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года N 302н введены в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Как следует из п. 27 Приложения N 2 к упомянутому Приказу, периодичность медицинских осмотров для работников, связанных с управлением наземным транспортом, составляет 1 раз в 2 года.

Работодатель обязан за свой счет организовать и обеспечить медицинские осмотры работников на работах, связанных с использованием транспорта. Поэтому в случае, если работник фактически самостоятельно прошел медицинский осмотр, проведение которого должен был организовать работодатель, последний обязан оплатить работнику те расходы, которые он понес в связи с прохождением медицинского осмотра. В случае отказа работодателя возместить затраты, они могут быть взысканы в судебном порядке. В этой связи смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 22.11.2011 N 33-3776. В свою очередь, работник должен представить документы, подтверждающие прохождение им медицинского осмотра.

Согласно ч. 4 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашения, локальными нормативными актами. Перечень таких дополнительных условий не является исчерпывающим.

Читайте также:  Что предпринять в случае временного закрытия филиала?

Поскольку законодательством обязанность работника проходить медицинское освидетельствование не предусмотрено, установление такой обязанности в локальном нормативном акте работодателя, коллективном или трудовом договоре, по нашему мнению, ухудшает положение работников по сравнению с действующим законодательством. Согласно ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению. В соответствии со ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Источник: www.bashinform.ru

Имеет ли право работодатель требовать мед. справку?

Добрый день! Я работаю водителем. С 1 января 2016 вышло постановление, что мед. справка водителя не нужна, а на работе начали требовать. Имеет ли работодатель требовать эту справку?

    действие мед справки, водительская медицинская справка, медицинский осмотр водителей транспортных средств, работать водителем, медицинская справка
  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 8824 ответа
  • 2897 отзывов

Медицинская справка необходима в следующих случаях:

При первом получении водительского удостоверения;

При открытии новой категории водительского удостоверения;
При замене водительского удостоверения (в связи с окончанием срока действия);
При возврате водительских прав после лишения (если нарушение было связано с опьянением водителя);
При наличии в водительском удостоверении особой отметки «мед. справка обязательна»

Кроме того, в соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения водитель не обязан возить с собой медсправку.

В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ некоторые категории работников в обязательном порядке проходят предварительные и периодические медицинские осмотры. Следует отметить, что законодательство разграничивает такие виды процедур, как медицинский осмотр (обследование) и медицинское освидетельствование, они являются самостоятельными мероприятиями, имеющими разные цели, формы, средства и т.д. Порядок проведения медицинский осмотров (обследований) и порядок проведения медицинских освидетельствований урегулированы различными нормами права.
Так, согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Освидетельствование проводится в случаях, предусмотренных пп. 10, 16, 38 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 N 1396. По результатам освидетельствования гражданину выдается медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами. Форма справки установлена приложением N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.09.2010 N 831н «Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами». В настоящее время указанная справка выдается без указания срока ее действия.
Таким образом, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают ли они водителями или нет. Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия.
Вместо этого предусмотрено прохождение сотрудниками, занятыми на работах, связанных с движением транспорта и управлением наземными транспортными средствами, обязательных периодических медицинских осмотров для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (часть первая ст. 213 ТК РФ, п. 27 приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н). Таким образом, указанная медицинская справка не является документом, подтверждающим прохождение работником периодического медицинского осмотра, поэтому у работодателя отсутствуют какие-либо правовые основания для истребования такой справки с работающего в организации водителя.

Источник: pravoved.ru

На работе требуют новую водительскую медицинскую справку. Правомерно ли это?

Совпало так, что проходил водительскую медкомиссию одновременно в связи с заменой удостоверения и устройством на работу в июле 2012. Далее, в апреле 2014 прошёл переодический медосмотр на профпригодность. Сейчас отдел кадров запрашивает у меня свежую водительскую справку. Вроде как писали, что водительскую медкомиссию нужно проходить чуть ли не раз в 10 лет при замене удостоверения. Я в растерянности : как быть – профпригодность ведь пройдена?

Да, действительно, 31.03.14г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 437-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения”, согласно которому водителям необходимо будет проходить медицинскую комиссию только при обмене прав, то есть раз в десять лет. НО, это касается только автолюбителей, т.е. непрофессиональным водителям.

Читайте также:  Как происходит аттестация рабочих мест?

Вы же, как я поняла, работаете в должности водителя.

А вот водителям-профессионалам, то есть тем, кто работает за рулем, по новым правилам придется посещать врачей чаще. Для них предусмотрено предварительное освидетельствование при устройстве на работу. Периодическое освидетельствование – не реже одного раза в два года. А также предрейсовый и послерейсовый осмотры.

Предрейсовый осмотр не проходят те водители, которые работают в экстренных оперативных службах и чья работа связана с выездами по вызовам. То есть водители в полиции, “скорой помощи”, пожарные. Действительно, сложно представить проверку водителя реанимобиля перед выездом за пациентом.

Послерейсовый осмотр должны проходить водители, чья работа связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов.

Все дело в том, что медицинская шоферская справка и переодический медосмотр это две разные вещи.

Переодический медосмотр определен Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 15.05.2013) “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”

Переодический медицинский осмотр 1 раз в два года.

А шоферская медсправка, она вроде бы нужна водителю, чтобы получить водительское удостоверение, но если вы работаете водителем, то работодатель несет ответственность и за вас и за то, как вы управляете на дороге и будет нести ответственность в случаях каких то ДТП, в которых вы можете быть участником по вашей вине или без вашей вины и если у работодателя не будет документов, которые вам дают право на управление транспортным средством той категории, на которую вас приняли на работу, то у работодателя может быть ответственность в плоть до уголовной, да и штрафы большие сейчас.

А поэтому шоферская медсправка подлежит замене каждые два года и работодатель имеет право ее требовать, а если вы ее не предоставите, то работодатель сможет вас отстранить от работы со ссылкой на ст.76 ТК РФ

не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, что, если вы работаете водителем, то предоставляйте документы все в полном объеме и во время, я сама была кадровиком в транспортной компании 4 года и знаю, как это важно, ведется журнал регистрации всех ваших документов и водительского у-ния, и шоферской медсправки, и медсправок по переодическим медосмотрам.

По мед осмотрам для водителей:

С 31 марта 2014 водители и соискатели на должность водителя должны проходить:

1. Обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме на работу.

2. Обязательные периодические комплексные осмотры (не реже одного раза в два года).

3. Обязательные предрейсовые медосмотры, за исключением водителей, управляющих транспортом, выезжающим по вызову экстренных служб (скорые, пожарные и т.п.)

4. Обязательные послерейсовые медосмотры при условии, что работа связана с перевозками пассажиров и опасными грузами.

Все указанные медосмотры работники и соискатели проходят за счет средств работодателя.

А вот если медицинское освидетельствование связано с перевыпуском водительских прав по истечении срока их действия, то в общем случае стоимость медицинских услуг оплачивает сам работник, если условиями работы в конкретной организации не предусмотрен иной порядок и работодатель добровольно не соглашается возместить работнику такие затрат.

Но, хорошо работнику знать, какую ответственность несет работодатель, если у него транспортным средством управляет работник без должного медосмотра:

“Так, водителей, которые выезжают на линию без должного медосмотра смогут оштрафовать на 1-1,5 тыс. руб. Должностных лиц компании, например, руководителя или сотрудника, ответственного за проведение медосмотров – на 2-3 тыс.руб. Штраф для организации, которая допустила выезд своего водителя без осмотра по традиции самый серьезный: от 30 до 50 тыс. руб.”

Viktoriya Kochetkova, эксперт

Ирина Киршина, эксперт

27 ноября 2014, 19:30,
5 лет назад
Рейтинг: 5

Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).

Так-так-так — юридическая помощь онлайн © 2020 .
© Фонд Так-так-так .
Для писем: [email protected]

  • Поддержать проект
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • 16+

Фонд «Так-так-так» является членом
Глобальной сети журналистских расследований

Читайте также:  Внешнее совместительство и отпуск по уходу за ребенком

Присоединяйтесь к сообществу созна­тель­ных, соци­ально активных людей, знающих и готовых отстаивать свои права.

  • коррупция
  • финансы
  • авторское право
  • алименты
  • армия
  • выборы
  • гражданство
  • дети
  • договоры
  • документы
  • доступ к информации
  • жилье
  • ЖКХ
  • здоровье
  • избирательные права
  • имущество
  • Конституционные права
  • лишение прав
  • налоги и кредит
  • наследство
  • недвижимость
  • образование
  • пенсии
  • полиция
  • права потребителей
  • правосудие
  • предпринимательство
  • прокуратура
  • свобода слова
  • свобода совести
  • семья
  • собрания, митинги
  • собственность
  • субсидии и льготы
  • транспорт
  • трудовые отношения
  • уголовное право
  • частная жизнь
  • штрафы
  • экология
  • Адыгея респ.
  • Алтай, респ.
  • Алтайский край
  • Амурская обл.
  • Архангельская обл.
  • Астраханская обл.
  • Башкортостан респ.
  • Белгородская обл.
  • Брянская обл.
  • Бурятия респ.
  • Владимирская обл.
  • Волгоградская обл.
  • Вологодская обл.
  • Воронежская обл.
  • Дагестан респ.
  • Еврейская авт. обл.
  • Забайкальский край
  • Ивановская обл.
  • Ингушетия респ.
  • Иркутская обл.
  • Кабардино-Балкарская респ.
  • Калининградская обл.
  • Калмыкия респ.
  • Калужская обл.
  • Камчатский край
  • Карачаево-Черкесская респ.
  • Карелия респ.
  • Кемеровская обл.
  • Кировская обл.
  • Коми респ.
  • Костромская обл.
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Крым
  • Курганская обл.
  • Курская обл.
  • Ленинградская обл.
  • Липецкая обл.
  • Магаданская обл.
  • Марий Эл респ.
  • Мордовия респ.
  • Москва
  • Московская обл.
  • Мурманская обл.
  • Ненецкий авт. окр.
  • Нижегородская обл.
  • Новгородская обл.
  • Новосибирская обл.
  • Омская обл.
  • Оренбургская обл.
  • Орловская обл.
  • Пензенская обл.
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Псковская обл.
  • Ростовская обл.
  • Рязанская обл.
  • Самарская обл.
  • Санкт-Петербург
  • Саратовская обл.
  • Саха (Якутия) респ.
  • Сахалинская обл.
  • Свердловская обл.
  • Севастополь
  • Северная Осетия – Алания респ.
  • Смоленская обл.
  • Ставропольский край
  • Тамбовская обл.
  • Татарстан, респ.
  • Тверская обл.
  • Томская обл.
  • Тульская обл.
  • Тыва респ.
  • Тюменская обл.
  • Удмуртская респ.
  • Ульяновская обл.
  • Хабаровский край
  • Хакасия респ.
  • Ханты-Мансийский авт. окр. – Югра
  • Челябинская обл.
  • Чеченская респ.
  • Чувашская респ.
  • Чукотский авт. окр.
  • Ямало-Ненецкий авт. окр.
  • Ямало-Ненецкий авт. окр.

Источник: taktaktak.ru

Покупка участка с разрешением на строительство

Покупка участка с разрешением на строительство

КУПИЛ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, А СТРОИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ – остается сажать картошку!

При покупке участка под строительство жилого дома, загородного коттеджа или дачи нужно обратить внимание, получен ли на участок градостроительный план, существуют ли ограничения в пятне застройки, нет ли обременения от кабеля связи, высоковольтной линии электропередач. Каждый собственник земли должен знать, что существуют градостроительные нормы и правила застройки. При планировании индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками на своем участке нужно соблюдать противопожарные и санитарные расстояния между строениями.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Градостроительные нормы и правила (СНиП) для ИЖС определяют расположение объектов по отношению друг к другу. На схеме планировочной организации земельного участка отображается жилое строение, а также все хозяйственные постройки, колодец и септики относительно других объектов, регламентируемыми пожарными и санитарными нормами.
Перед началом строительство дома, изучите требования градостроительного законодательства, в том числе в части соблюдения расстояний между постройками. Несмотря на то, что каждый владелец участка хочет возвести удобное для себя строение, необходимо соблюдать права и интересы хозяев смежных земельных участков.

РАЗМЕРЫ ОТСТУПА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМА

Между деревянными домами и строениями должны быть не менее 15 метров. Расстояние варьируется от степени огнестойкости – для кирпичных строений расстояние между постройками 10 метров.
Если ваш участок граничит вплотную с лесным массивом, то обратите внимание что и здесь существует противопожарная норма отступа от лесных насаждений – 30 метров. Нормы отступа от водоема – 25 метров.
К каждому земельному участку есть подъездные пути и на них существует норма отступа. Называется она отступ от красной линии – 5 метров. Т.е вы должны от границ своего забора, граничащего с дорогой, отступить вглубь участка не менее 5 метров.

КАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УТВЕРЖДАЕТ УВЕДОМЛЕНИЕ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Разрешение (Уведомление) на строительство жилого дома утверждается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
То есть, вы как покупатель при покупке земли для строительства должны руководствоваться принципам разумной осторожности в гражданских правоотношениях и разбираться во всех перечисленных нюансах градостроительной деятельность вашего региона.

НЕ ПОКУПАЙТЕ КОТА В МЕШКЕ!

Может так получиться, что вы будете полноправным собственником земельного участка, однако построить загородный дом в деревне Вы не сможете, так как нарушите режим использования этого земельного участка. Правда, разместить на участке некапитальные строения (без фундамента) такие как парник, бытовку в этом случае вам разрешат.

У добросовестного продавца должен быть минимум градостроительный план земельного участка, а лучше само разрешения на строительство с графическим изображением пятна и формы застройки.
Покупайте земельный участок с готовым разрешением на строительство – это 10 летняя гарантия исполнения вашей мечты!

Источник: 33land.ru