Парная работа на уроках в начальной школе статья по теме
Парная работа на уроках в начальной школе
статья по теме
Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.
Работа в парах на уроках привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащимися, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы.
Так, когда же лучше начинать обучение в парах?
Чем привлекательна эта работа?
И что дает она каждому ребенку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnaya_rabota.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бурлинова Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 19 г. Волжского.
Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.
Работа в парах на уроках привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащимися, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы.
Так, когда же лучше начинать обучение в парах?
Чем привлекательна эта работа?
И что дает она каждому ребенку?
Организация парной работы, конечно же, имеет свои особенности. С первых дней организации такой работы необходимо вводить правила совместной работы
Быть внимательными друг к другу, вежливыми
Вовремя оказывать помощь
Вводить правило этики совместной работы
(как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять.)
-Вводить особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась, называется « домик»
Так постепенно у детей появляется навык работы в паре. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребенка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать.
Ребенок чувствует себя комфортно, он может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться, свободно сидеть.
Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. А в более узком кругу сверстников – стеснительные дети начинают говорить. При такой работе зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Работа в парах вводится в 1 классе с первых дней обучения. Все знают. Как нелегко бывает современным первоклассникам адаптироваться к школе.
Большое значение в этот период имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которой является формирование межличностных отношений.
Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений.
В первом классе могут быть предложены следующие задания:
Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые
(мяч, варежки, сюжетные картинки)
1.Заштриховать предметы одинаково (тут должен совпадать, и цвет , и направление штриховки)
2.Устный счет в парах (тут возможно два варианта работы: либо учитель сам заранее готовит карточки и карточки с ответами, по которым дети будут проверять друг друга;
либо детям заранее предлагается дома самим подготовить эти карточки для следующего урока),
4.Также детям можно предложить раскрасить картинку при этом выполнять устные вычисления. Какая пара быстрее?
Постепенно переходим к обсуждению в парах.
Ч то значит обсуждать в парах? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их. Задайте друг другу по два вопроса по прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них, используя слова, записанные на доске- ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? ЧТО? Те вопросы на которые дети не могут ответить в парах, разбираются фронтально.
Так постепенно у детей появляется умение работать в парах. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения.
Какие еще могут предлагаться задания?
1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
2. Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
3. С домашним заданием тоже можно поработать . Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
4. Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.
5.В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорю, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…».
6. По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
7. После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.
8.Часто на дом даю задания творческого характера: написать сочинение, сочинение – миниатюру, лингвистическую сказку. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, практикую «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием существительных общего рода, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и находят эти существительные.
Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачет.
Также парную работу можно использовать при изучении нового материала. Например изучение нового материала в парах на уроке русского языка по теме:
«Окончания имен прилагательных мужского рода единственного числа»
дубок (какой?) молодой
дубок (какой?) красивый
дубок (какой?) высокий
Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания:
соседск… дом делов… разговор
дружн… класс чудесн… земля
ветер (какой?) холодный
ветер (какой?) весенний
ветер (какой?) степной
Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания:
городск… парк пушист… елка
мужск… галстук красив… значок
Карточки аналогичны, а в нижней части есть лишняя пара слов-сочетаний не по теме. Это делается сознательно, чтобы активизировать внимание детей, научить выполнять задание осмысленно.
Дети работают по знакомому алгоритму:
прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;
ответь на вопросы и выполни задание;
прочитай нижнюю часть карточки;
выполни задание в тетради;
обменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.
Если есть ошибка в тетради товарища, ее зачеркивают карандашом и объясняют, как выполнить правильно. Затем подводится итог работы. Возможны разные варианты подведения итога: можно вызвать пару к доске и выслушать их.
Таким образом, усвоение учебного материала происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
Источник: nsportal.ru
Доклад “Методика работы в парах”
Светлова Надежда Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Никольская школа»
Темы выступления:
«Формирование коммуникативных УУД на ступени начального образования (методика работы в парах)»
«Самая главная формула успеха — это знание, как общаться с людьми». Теодор Рузвельт
В условиях реализации новых Федеральных государственных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей.
Овладение коммуникативными УУД – залог успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллектив одноклассников.
Базовые аспекты коммуникативной деятельности:
- Коммуникация как взаимодействие (интеракция).
- Коммуникация как кооперация, т.е. согласование усилий по достижению общей цели.
- Коммуникация как условие интериоризации (передача информации другим людям).
Для формирования коммуникативных навыков необходимо присутствие собеседника, поэтому в учебном процессе на первом месте стоит обучение работе в парах.
Работа в паре – процесс организации познавательной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учениками, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Этапы формирования коммуникативных умений работы в парах
- подготовка к парной работе (с 1 класса упражнения: “Зеркало”, “Попугай”, “Разминка пальчиков”, «Скрепки», физкультминутка в паре (синхронизация движений без слов) и т.п.).
- знакомство ребят с правилами совместной работы, алгоритмом работы в паре, составление критериев для оценивания парной работы.
- введение знаковых символов (пара с заданием справилась – берутся за руки « домик», регулировка уровня шума с помощью хлопков в ладоши, красный сигнал – паре нужна помощь и т.п.)
Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и ставить общую цель работы. Действия строятся по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать действия с соседом по парте.
Третий этап: формирование умения сотрудничать, т. е. строить субъектные отношения по типу: ученик ученик, ученик учитель. Введение правил диалога.
Элементы процесса работы в парах (Алгоритм работы в парах)
- подготовка к выполнению задания (ставится цель, задачи, проблема, разрабатывается последовательность действий),
- выполнение (задания) работы (ознакомление с материалами, распределение обязанностей, индивидуальное выполнение заданий, оценка результатов),
- заключительная часть (отчет о проделанной работе в паре, оценка работы пары по разработанным критериям).
Виды заданий для выполнения парной работы
- Взаимопроверка правила (устный опрос).
- Совершенствование полученных знаний.
- Взаимопроверка сложного домашнего задания.
- Работа с карточками.
- «Словарный диктант для соседа».
- Составление «карточки – зачета для соседа» и т. п.
Формируем пары:
- По желанию.
- По уровням!
- По жребию.
- Разнородные.
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий – средний, средний – низкий).
Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.
«Подводные камни», которые ждут учителя:
- Один ученик «подмял» под себя второго.
- Один из членов пары не выполняет работу.
- По ходу обсуждения в паре произошла ссора.
- Пара расстроена. Поскольку не получается выполнить задание.
Действия учителя:
- Следить за деятельностью учащихся. Учитель переходит от пары к паре и видит, кто что делает. Это требует ответственности от учеников и позволяет учителю вмешиваться в действия пары, если это необходимо.
- Учитель помогает, если нужно объяснить требования, умения, вопросы, ответы на вопросы. Если есть необходимость, направляет пару на решение задачи. Но вмешательство возможно только в крайнем случае!
- Учитель оценивает последствия исследования и процесс занятия в парах, ученики – сами себя и друг друга.
- Обобщение – учитель формулирует выводы.
Таким образом, усвоение учебного материала происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения.
Источник: svetlova_n_n.a2b2.ru
Работа в паре на уроке в начальной школе
На уроке дети получат возможность:
– узнать правило «Мы готовы»;
– согласованно работать в паре.
Беседа о работе в парах (2–3 мин)
– Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы её понимаете?
– На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах. Где и когда вы слышали это слово?
– А в школе пара – это два человека, сидящие за одной партой.
Если количество детей в классе нечётное, то парой для одного ученика становится учитель. Нежелательно добавлять одного ученика к какой-нибудь паре третьим (опыт показывает, что нередко – «лишним»).
– Посмотрите на свою пару и улыбнитесь друг другу.
Рисование мячиков. Введение правила «Мы готовы» (5–7 мин)
Учитель предварительно к уроку в каждой тетради рисует окружность диаметром 5–6 см или вклеивает соответствующий рисунок.
– Откройте тетради на странице, где изображён кружок.
– А теперь посмотрите на мой рисунок на доске и назовите, чем он похож и чем отличается от вашего рисунка в тетради. (Учитель показывает рисунок мяча в виде окружности с горизонтальными линиями.)
– Дорисуйте необходимые линии так, чтобы ваши кружки превратились в мячики.
– Правильность выполнения задания может проверить не только учитель, но и вы сами, работая в паре. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, получился ли мячик в тетради такой же, как на доске.
– Как пара может показать, что она справилась с заданием? Может быть, использовать жест «Работа выполнена»?
– Почему этот жест не подходит?
– Каким должен быть жест, чтобы было понятно, что работу выполнил не один ученик, а оба? Причём чтобы было видно, что они не только сделали работу и вместе её проверили, но и работали дружно и согласованно.
– Действительно, пара может взяться за руки и поднять их вверх. Это и будет наше новое правило «Мы готовы!» (Учитель на какой-нибудь паре демонстрирует жест.)
Снова поменяйтесь тетрадями и покажите жестом «Мы готовы».
Игра «Зеркало» (3–4 мин)
Правила игры: каждая пара стоя поворачивается лицом друг к другу. Один ученик из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», которое точно повторяет это движение. Затем ученики меняются ролями, и так несколько раз.
Раскрашивание мячиков (5–7 мин)
– А сейчас в «зеркало» будут смотреться ваши мячики: вам их нужно раскрасить так, чтобы они стали одинаковыми.
Для того чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться, каким цветом рисовать каждую часть, а чтобы никому не было обидно, принимайте решение по очереди.
При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того как мячики будут полностью раскрашены, выполните правило «Мы готовы».
Игра «Игры с мячом» (2–3 мин)
Правила игры: учитель задаёт вопрос и бросает мяч поочерёдно ученикам, они отвечают и возвращают мяч учителю. Во время игры дети стоят.
– Какие игры с мячом вы знаете?
В конце игры учитель обобщает, что с мячом бывают игры спортивные (футбол, теннис и др.), подвижные («Охотники и утки», «Штандер» и др.), малоподвижные («Съедобное – несъедобное», «Картошка» и др.).
Игра «Я знаю пять…» (5–7 мин)
– Есть ещё одна игра с мячом, в которую можно играть в паре. Она называется «Я знаю пять…».
Учитель с заранее подготовленным учеником демонстрирует правила игры: игроки бросают мяч друг другу, ударяя его о пол, и поочерёдно произносят слова на каждый удар мяча:
Учитель предлагает учащимся за партами поиграть в упрощённый вариант игры: вместо бросания мяча друг другу нужно хлопать ладонью по нарисованному мячику в своей тетради. Перед началом игры рекомендуется обсудить, какими могут быть темы (имена девочек и мальчиков, названия рек и городов, виды растений и животных и др.).
Инсценирование стихотворения (5–7 мин)
– Чтобы в паре всё получалось, нужно работать дружно, сообща. Все разногласия надо решать мирно, не ссориться.
Но в жизни бывает и по-другому. Послушайте стихотворение Владимира Орлова «Кто кого?»:
– Кто кого обидел первый?
– Кто кого ударил первый?
– Вы же раньше так дружили!
– Что же вы не поделили?
Получается, что пока ссорились, забыли, из-за чего всё началось. Давайте это стихотворение расскажем в парах.
Учитель читает слова взрослого, а дети в парах отвечают. Учитель подсказывает, что для выразительности можно использовать жесты, мимику, различные интонации. Стихотворение можно проинсценировать 2–3 раза.
– А если вдруг вы всё-таки поссоритесь, что нужно делать?
– Какие мирилки вы знаете?
– А как произносятся мирилки?
– Давайте поможем помириться героям стихотворения. Возьмитесь мизинчиками и скажите друг другу: «Мирись, мирись, больше не дерись!»
Подведение итогов (2–3 мин)
Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что сегодня было на уроке?», «Что понравилось больше всего?» и др.
Источник: xn—-8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai
Формирование умения работать в паре детей младшего школьного возраста
Чернова Нина Дмитриевна
ГБОУ СОШ пос. Сургут м.р. Сергиевский Самарской области
учитель начальных классов
Формирование умения работать в паре
детей младшего школьного возраста
Введение Федерального государственного образовательного стандарта обусловлено изменениями, которые произошли в нашем обществе и которые повлекли за собой изменение целей современного образования, всех составляющих методической системы учителя. Руководствуясь этим, каждый педагог осуществляет свою деятельность.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе Стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик учащихся: доброжелательный, любознательный, активно и заинтересованно познающий мир, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение,
Многие дети, пришедшие в 1 класс, даже после детского сада, не обладают такими качествами. Р ебенок должен овладеть определёнными навыками общения со сверстниками, умением работать вместе, потому что учебная деятельность в школе всегда носит коллективный характер. Только в ходе активного общения ребенок может получить навыки бесконфликтного поведения.
В настоящее время современной школе приходится преодолевать множество проблем и, к сожалению, их количество регулярно увеличивается. Перед учителями начальных классов остро стала проблема неумения детей работать в паре, их неспособность слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения и договариваться. Такой сложившейся ситуацией в современном начальном образовании и определяется актуальность представленного в данной контрольной работе проекта.
Суть проекта очевидна. Для того чтобы дети могли научиться работать в парах, педагог должен создать условия для организации такой формы учебного сотрудничества.
Цель проекта – формировать умение работать в паре, совместно, высказывая своё и выслушивая мнение другого посредством выполнения учащимися долгосрочного проекта на тему «Сезонные изменения в природе».
Достижение цели предполагает решение следующих задач :
– активизировать познавательную деятельность учащихся;
– развивать навыки самостоятельной учебной деятельности;
– совершенствовать межличностные отношения в классе.
Переоценить значимость проектной деятельности просто невозможно. Известно, что при организации работы в парах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, а предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в паре рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовывать их на практике и представлять найденный совместно результат. В формировании отношений между детьми ребёнок должен чувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников; ему необходима их оценка, их отношение. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают его адаптацию к школе.
Содержание проекта
Класс под руководством учителя делится на пары. Желательно поместить в одну пару разнополых детей с разной успеваемостью. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определённую роль при выполнении задания, поэтому педагогу необходимо способствовать грамотному распределению функций между участниками пары.
В начале работы устанавливаются правила работы пары и критерии оценки её достижений. Правила следующие:
обращайся к другому участнику по имени;
убедись, что в разговоре участвуют оба;
говори только по делу;
говори спокойно и ясно;
реагируй жестами и знаками, а не криками;
возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.
В качестве критериев оценки работы используется выступления каждой пары перед классом с защитой своего проекта.
Каждая пара работает над созданием проекта под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Поэтапная реализация проекта
Название темы
Элементы работы в паре
Осенних красок хоровод…
1.Подготовка к выполнению задания:
– постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
– инструктаж о последовательности работы;
– распределение детей на пары;
– раздача дидактического материала.
Задачи этого этапа реализации проекта следующие:
–погружение учащихся в проблему, их вживание в проектную ситуацию,
– принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта;
–помочь детям сформировать пары.
2. Работа в паре:
– знакомство с материалом, планирование работы;
– распределение заданий внутри пары;
– индивидуальное выполнение задания;
– обсуждение индивидуальных результатов работы в паре;
– обсуждение общего задания (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
– подведение итогов выполнения задания в паре.
Задачи работы в паре:
– оказать содействие в распределении ролей в паре;
– дать почувствовать ребёнку личную ответственность за его работу;
– учить докладывать о работе в паре на каждом этапе;
– расширять знания о временах года.
3.Заключительная часть:
– сообщение о результатах работы в парах;
– анализ познавательной задачи, рефлексия;
– – общий вывод о работе в парах и достижении поставленной задачи.
Задачи заключительной части работы в парах:
– анализ и оценка дискуссии, подведение итогов;
– обобщение всех представленных позиций, формирование общего видения проблемы в паре;
– поощрение вклада в общую работу конкретных участников;
– настрой на дальнейшую работу.
Весна идёт, весне дорогу…
Лето – чудная пора!
Результат представленного в работе проекта – у учащихся сформировано умение работать в паре, они умеют высказывать своё мнение и слушать собеседника, а также свободно и непринуждённо общаться.
Источник: www.prodlenka.org