Как выбрать учителя для первоклассника: пошаговая инструкция
Как выбрать учителя для первоклассника: пошаговая инструкция
Критерии выбора школы. Вместо отзывов о школах – личное мнение
Мэри Шиди Курчинка специалист по вопросам воспитания
Ваш ребенок — будущий первоклассник? Вы уже знаете, в какой класс и к какому учителю начальной школы он пойдет 1 сентября? Да, сегодня в России система записи в 1-й класс сильно формализована, и многие родители уверены, что у них нет возможности выбрать школу и учителя. Однако если вам кажется, что ребенку может быть непросто в школе в силу его характера или особенностей темперамента, можно попробовать “сходить на разведку” в один из нынешних 4-х классов, в которых работают учителя будущих первоклассников. Как это сделать, рассказывает Мэри Шиди Курчинка, автор книги “Ребенок с характером”.
Выбор школы: что надо искать?
Однажды на семинаре я сказала группе родителей:
— Если вы живете в городе, у вас имеется большой выбор школ, где может учиться ваш ребенок. Даже если вам доступна всего одна школа, в ней, скорее всего, имеется несколько классов в каждой параллели. И даже если нет выбора, все равно очень важно оценить качество класса и школы, где ваш ребенок будет учиться несколько лет.
В ответ на мои слова в комнате раздался неодобрительный ропот.
— И что я должна искать? — спросила Николь, мать-одиночка. — Я ничего не понимаю в педагогике. Откуда я могу знать, хороший там учебный план или плохой? У меня даже нет ни одного знакомого учителя!
— Это не так сложно, как вы думаете, — ответила я. — Вам не нужно быть экспертом в области педагогики, чтобы выбрать хорошую школу. Все, что вам нужно сделать, — зайти в класс, найти ребенка, который похож на вашего, и понаблюдать, как он себя чувствует. Вам нужно обратить внимание на три критерия: эмоциональный фон, подход к учебному процессу и атмосферу в классе.
— Пожалуй, я схожу в одну школу, — сказала Николь. — Попробую.
Критерии выбора школы
Какой учитель подойдет вашему ребенку?
На следующей неделе мы с нетерпением ожидала рассказ Николь.
— Это было фантастически, — выпалила она, не дав нам даже рассесться по местам. — Я побывала в двух классах в одной и той же школе. Какая разница! В каждом я увидела детей, которые напоминали мне моего Марка. Один был даже похож на него внешне, и оба — непоседы, как он.
В одном классе учительница воспринимала как само собой разумеющееся, что дети ходят от стола к столу, подходят к доске и полкам. Все дети занимались делом, разговаривали друг с другом — и при этом были очень сосредоточены. Учительница сама постоянно вставала из-за стола, ходила по классу, шутила и смеялась.
Казалось, ей нравятся все ученики. Я слышала, как она спросила у одного мальчика, как растет его младший братишка, а у другого — вернулся ли его отец из Японии. Я почувствовала, что она искренне интересуется каждым ребенком.
Ник — мальчик, за которым я наблюдала, — подбежал к ней через всю комнату, чтобы показать несколько букв А, которые он написал. “Посмотрите! — воскликнул он. — Я написал „арбузы“!” Несмотря на то что он выполнил только часть задания, учительница не стала говорить ему об этом. “Ух ты, здорово! — похвалила она. — Ты написал букву А. Слово „арбуз“ действительно начинается с этой буквы. Давай откроем нашу таблицу с буквами и посмотрим, правильно ли ты ее написал”.
Ник серьезно посмотрел на таблицу и радостно подпрыгнул, увидев, что не ошибся. Они с учительницей ударили друг друга по ладоням, и он отправился писать букву А дальше. На перемене я спросила у нее о Нике. Она улыбнулась и сказала: “Он мой лучший курьер. И еще у него отличное чувство юмора”.
Во время группового чтения все дети собрались вокруг учительницы за исключением двоих, один из которых лежал на полу чуть поодаль, не мешая занятию, а другой играл с гаджетом. Последний все время посматривал, как учительница переворачивает страницы книги, и было очевидно, что он слушает. Поскольку он также не мешал группе, учительница его не трогала.
Но потом этот мальчик перешел черту. Он начал рычать, изображая звук мотора. Все головы повернулись к нему. Учительница подозвала ребенка. Она обняла его за плечи, приблизила к себе и прошептала на ухо, что он может присоединиться к группе или сделать перерыв. Он выбрал первый вариант — отложил гаджет и сел рядом с ней. Педагог продолжила читать. Я не слышала никаких криков, угроз, нотаций и ругани. Границы дозволенного были четкими и понятными, и их соблюдение обеспечивалось уверенно и уважительно.
Во втором классе я выбрала Алекса, который также напоминал мне Марка. В этом классе дети гораздо меньше двигались и долго сидели за партами. Алекс непрерывно ерзал на стуле и грыз карандаш. Учительница сказала, что тех, кто не напишет строчку красивых букв А, она отправит назад в детский сад. Взглянув на лицо Алекса, я поняла, что он воспринял эти слова абсолютно серьезно и расстроился.
Вместо отзывов о школах — личные впечатления
Как и Николь, вы должны найти класс, подходящий вашему сыну или дочери. Вы все поймете и почувствуете, просто понаблюдав за тем, как ведет и чувствует себя здесь ребенок, похожий на вашего. Особенно обратите внимание на ситуации, когда ребенок делает что-то не так. Его стыдят и ругают? Или мягко перенацеливают и помогают, чтобы в следующий раз он сделал правильный выбор?
Не позволяйте отзывам о школах, репутации или слухам сбить вас с толку. Доверяйте собственным глазам и интуиции. Класс или школа, подходящие одному ребенку, может быть катастрофой для другого из-за разницы в темпераментах обоих. Вот почему нельзя полагаться на мнение соседей.
Если ваш ребенок — экстраверт, обратите внимание на реакцию учителя, когда дети слишком часто поднимают руку или задают слишком много вопросов: он выражает недовольство или же хвалит таких детей за сообразительность и уверенность в своих знаниях?
Если у вас медленно адаптирующийся ребенок, последите за переключениями. Вывешено ли в классе расписание занятий на день, чтобы дети знали, что их ожидает? Существует ли режим дня? Учитель предупреждает о предстоящей смене видов деятельности? Как часто происходят такие переключения и насколько комфортно с ними справляется ребенок, похожий на вашего?
Если у вас гиперэмоциональный ребенок, обратите пристальное внимание на эмоциональный климат. Посмотрите, как учитель реагирует на проявление эмоций и каким образом дети могут снять напряжение.
Если у вас активный ребенок, посмотрите, интегрирована ли двигательная активность в учебный процесс. Исследователи обнаружили, что, немного подвигавшись, человек может повысить концентрацию внимания. Пять лет назад начальная школа “Уорд Элементари” в Ричмонде, США, запустила программу “Читаем и крутим педали”. Они оборудовали велотренажерами отдельную комнату, куда приходили заниматься учителя со своими классами. Дети, которые учились по этой программе большую часть времени, овладевали навыками чтения на уровне 83%. Те, кто не занимался по этой программе, показали очень низкий уровень — 41%. Движение имеет значение!
Для чувствительного ребенка может быть важен вопрос питания. Если в школе нет столовой и дети завтракают за своими партами, такому ребенку может быть трудно выжить во второй половине дня, когда помещение наполнено “ароматами” бананов и бутербродов с тунцом.
И не забудьте про потребности своего маленького интроверта — посмотрите, есть ли в классной комнате такое место, где сын или дочь сможет недолго побыть в покое и одиночестве. Короче говоря, каковы бы ни были потребности вашего чада, посмотрите, как они будут удовлетворяться в этом конкретном месте.
Как попасть в нужный класс
— Но что делать после того, как вы нашли подходящую школу и класс? — спросила Николь. — Я хочу, чтобы мой Марк учился в классе у миссис Дженсен, но по правилам школы родители не могут выбирать учителя.
— На самом деле, — ответила я. — директора школ и учителя готовы пойти вам навстречу. Им тоже хочется, чтобы ваш ребенок был успешным. Поэтому совершенно уместно написать директору письмо, в котором следует описать особенности темперамента ребенка и тип учителя, который, как вы думаете, может найти с ним общий язык. Например, Николь может написать следующее письмо.
Насколько это будет возможно, большинство директоров школ удовлетворят вашу просьбу. Они оценят вашу заинтересованность и заботу. Пишите коротко и по существу вопроса. Укажите одно самое главное условие, необходимое для успеха вашего сына или дочери.
Однако оставьте директору возможность выбора. Он хорошо знает своих сотрудников. Не исключено, что, прочитав ваше письмо или встретившись с вашим ребенком, он найдет для него еще более подходящего учителя. И он может знать о миссис Дженсен то, что вы не заметили во время визита в школу.
Потратив время и силы на заблаговременный поиск школы и класса, вы сможете предотвратить множество потенциальных проблем. Вы будете доверять учителю и знать, что он поможет вашему чаду стать успешным. И сын или дочь тоже будет доверять ему. А доверие делает детей готовыми к обучению.
Источник: www.7ya.ru
Как попасть к определенному учителю
смешная вы!
ну как так можно хотеть попасть к определенному учителю с улицы, без связей, денег и прочего?
как школа может хотеть вашего ребенка, если они не знают ни вашей семьи, ни вашего ребенка (характер, способности, усидчивать, таланты и прочее) и вы ничего еще для школы не сделали?
у нас в школе 4 класса набирают, а 90% хотят именно к 1 учителю. как выдумаете, кого она возьмет в первую очередь? вас, с улицы (на курсы не ходили, ребенок первый), или кого еще?
мне видится, что эта лучшая учительница сама будет класс набирать. 1 списком пойдут родственники учителей, 2) – те, кто заплатил руководству или по связям руководства, 3) связи учителя (в т.ч. младшие братья-сестры детей, которые уже учатся в школе и их семьи зарекомендовали себя с лучшей стороны), 4) “звездочки” с курсов.
пункты 3 и 4 можно менять и миксовать
а потом уже остальные. но остальные – дело случая, шансы минимальны, я бы сказала 0.
а то, что вам кажется, что курсы бестолковые – это ваши проблемы. ведь курсы это по хорошему, не знания. знания надо дома добывать, в школе, так к слову, сейчас не учат, учат добывать знания. курсы – это скрытая взятка на поступление. курсы – это возможность детям и учителям познакомится друг с дружкой. и то, что вы отмели их, как реальный шанс попапания к заветному учителю – это исключительно ваша собственная (бестолковость жуткая). завуч, если она реально хороший управленец, вам в лицо никогда не скажет, что вы к заветному учителю не попадете с улицы. будет вам мозги любой ерундой парить, чтобы типа вам тоже было непонятно еще и все такое.
тоже в лучшем саду и без взяток. я еще без взяток рекомендовала в сад свою соседку, их тоже взяли, хотя за неделю до моего разговора с заведующей им в этом саду отказали навсегда.
старший ребенок у лучшего учителя в параллели – тоже без взяток, но тогда курсов не было, ребенок прошел серьезное собеседование у директора и завуча, взяли именно за знания (я тоже пришла на собеседование не в трениках, приоделась).
младший ребенок в этом году в школу пойдет, и я реально понимаю, что 90% желают только к одной-единственной попасть. я 2 года бегала и суетилась – как бы попасть. в итоге мне подмигнули и настоятельно рекомендовали пойти на курсы. кроме того, я веду очень большую работу со старшим ребенком. я делаю все, чтобы школа была заинтересована в моей семье. старший ребенок участвует в жизни школы и класса во всем, где только можно, побеждает на школьных, окружных и городских соревнованиях. младший ребенок на контрольных срезах показывает результаты выше среднего. я лично знакома с той желанной учительницей, она знает многое о моих детях и моей семье (не “личное белье”, а именно то, что касается учебы, моего отношения к процессу, потенциала моих детей и прочее).
и как вы думаете, кого реально захочет взять эта учительница, если перед ней будете стоять мой ребенок и ваш?
по мне вы довольно поздно занялись устройством ребенка к конкретному учителю. но у вас еще не все потеряно. сейчас, в данный момент, я бы нашла выходы на выпускников этой учительницы. вдруг, это будут ваши друзья или соседи. пусть они порекомендуют вас этой учительнице, пусть попросят за вас и попросят провести собеседование для вашего ребенка. если таковых не найдете – идите к учителю – просите оценить уровень вашего ребенка и позаниматься с ним – убрать пробелы. или просто подойти к другому учителю началки (желательно из подруг той учительницы), попроситься к тому учителю (главное, чтобы этот учитель на набирал 1 класс в этом году) и попросить протестировать вашего ребенка и подтянуть его если что. ну и самый крайний – директор, раз завуч вам ничем помочь не может.
действуйте, ищите выходы. под лежащий камень вода не течет. Удачи!
дописала.
а про характер. некоторым учителям нравится как раз характерные дети. знания важны, но и некая активность детей “завораживает”. у меня старший ребенок непоседа-торопыга. а младший тихоня-трудоголик. так вот старший многих приводит в восторг именно своей искринкой, а младший многих раздражает своей неторопливостью и въедливостью.
Источник: eva.ru
Как подать на алименты
1. Кто может подать на алименты?
Алименты — это содержание, которое несовершеннолетние, нетрудоспособные и/или нуждающиеся члены семьи имеют право получать от своих родственников и супругов, в том числе и бывших.
На алименты может рассчитывать ребенок:
- если он младше 18 лет и еще не стал полностью дееспособным по решению органа опеки или суда. На алименты в пользу ребенка может подать его опекун, попечитель, приемный или родной родитель, с которым остался ребенок;
- если он старше 18 лет, но признан недееспособным.
Один из супругов может рассчитывать на алименты, если:
- он нуждается и признан нетрудоспособным . Это право сохраняется после развода, если супруг стал нетрудоспособным до него или в течение года после этого;
- жена, в том числе бывшая, беременна или после рождения общего ребенка прошло менее трех лет;
- супруг, в том числе бывший, нуждается и ухаживает за общим ребенком-инвалидом младше 18 лет или ребенком — инвалидом с детства I группы;
- бывший супруг нуждается и достиг предпенсионного (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) либо пенсионного возраста до расторжения брака или в течение пяти лет после этого, а супруги состояли в браке длительное время.
Также алименты могут получить:
- нетрудоспособные и нуждающиеся в помощи родители, в том числе отчим и мачеха, — от своих совершеннолетних трудоспособных детей. Это правило не распространяется на опекунов, попечителей и приемных родителей;
- нетрудоспособные и нуждающиеся бабушки и дедушки — от своих совершеннолетних трудоспособных внуков, если не могут получить содержание от детей или супруга, в том числе бывшего;
- несовершеннолетние внуки — от своих бабушек и дедушек, обладающих достаточными для этого средствами, если не могут получить алименты от родителей. После совершеннолетия внуки могут рассчитывать на алименты, если их признали нетрудоспособными и они не могут получать помощь от своих родителей или супругов, в том числе бывших;
- недееспособные лица младше 18 лет — от своих совершеннолетних и трудоспособных братьев и сестер, если не могут получить их от своих родителей, а недееспособные лица старше 18 — если не могут получить алименты от своих детей;
- нетрудоспособные и нуждающиеся лица, воспитывавшие и содержавшие ребенка дольше пяти лет, — от своих ставших совершеннолетними воспитанников, если не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или супругов, в том числе бывших. Это правило не распространяется на опекунов, попечителей и приемных родителей;
- организации социального обслуживания, образовательные, медицинские или аналогичные организации, в которых содержится ребенок, могут подать на алименты в его пользу. В этом случае алименты могут взиматься только с родителей, но не с других членов семьи. Организации могут разместить полученные средства в банке под проценты и половину полученного дохода удержать в счет содержания детей.
2. Как подать на алименты?
Если между сторонами не заключено соглашения об уплате алиментов или вторая сторона отказывается их платить, обратитесь в суд по месту своего жительства:
- к мировому судье, если взыскание алиментов не связано с установлением, оспариванием отцовства или материнства либо привлечением других заинтересованных лиц;
- в районный суд — во всех остальных случаях.
Если один из родителей добровольно выплачивает алименты без оформления нотариально заверенного соглашения, суд все равно может взыскать с него алименты в пользу ребенка.
Подать на алименты можно в любой момент, пока вы или тот, чьи интересы вы представляете, имеете на них право.
За рассмотрение дела о взыскании алиментов в суде истец не оплачивает госпошлину.
3. Какие документы нужны, чтобы подать на алименты?
К исковому заявлению на выплату алиментов нужно приложить:
- его копии — по одной для судьи, ответчика и каждого из участвующих третьих лиц;
- документы, подтверждающие обстоятельства, которые позволяют подать на алименты. Такими документами, например, могут быть свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о браке или его расторжении;
- единый жилищный документ и справки о доходах всех членов семьи;
- расчет суммы, которую вы рассчитываете получить в счет алиментов. Документ должен быть подписан истцом или его представителем с копией для каждого из ответчиков и участвующих третьих лиц;
- если иск будет подавать не сам истец, дополнительно приложите доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия того, кто будет представлять его интересы, например свидетельство о рождении.
Как правило, алименты назначаются с момента подачи заявления в суд. Их могут начислить за предшествующий срок (но не более трех лет до дня обращения в суд), если вы предоставите в суде доказательства того, что пытались связаться со второй стороной и договориться или ответчик скрывает свои доходы либо уклоняется от уплаты алиментов. Такими доказательствами могут быть письма, отправленные по электронной почте, телеграммы или заказные письма с уведомлением.
4. Какой назначается размер алиментов?
Размер алиментов суд определяет исходя из материального положения обеих сторон. Алименты на содержание несовершеннолетних детей, как правило, составляют:
- на одного ребенка — четверть дохода;
- на двух детей — треть дохода;
- трое и более детей — половина дохода.
Эти доли могут быть уменьшены или увеличены с учетом материального и семейного положения сторон и других важных факторов . При определении размеров алиментов суд стремится сохранить уровень денежного содержания, который был у ребенка до развода или разъезда родителей. Если при каждом из родителей остаются дети, суд определяет размер алиментов в пользу менее обеспеченного из них.
Кроме доли дохода, суд может назначить алименты или их часть в виде определенной денежной суммы. Как правило, к таким мерам прибегают, когда ответчик скрывает часть своего дохода и доля от его официальных доходов не может обеспечить ребенку уровень жизни, который был у него.
При исключительных обстоятельствах — болезнь, увечье ребенка, отсутствие пригодного для постоянного проживания жилого помещения и тому подобное — суд может обязать одного или обоих родителей к дополнительным расходам.
Размер алиментов индексируются пропорционально росту прожиточного минимума (для группы населения, к которой относится их получатель).
По общему правилу алименты, удерживаемые из доходов должника на содержание несовершеннолетнего ребенка, не могут превышать 70% его доходов. В остальных случаях — 50% доходов.
5. Кто может не платить алименты?
Родители обязаны содержать своих детей после рождения и до 18 лет, если раньше ребенок не вступит в брак или не будет эмансипирован . Родители должны содержать ребенка, даже если он не нуждается в материальной помощи. Нетрудоспособность родителей, признание их недееспособности в суде или лишение родительских прав также не освобождает от этой обязанности.
В алиментах могут отказать:
- супругу или супруге, в том числе бывшим, если он или она стали нетрудоспособными и нуждаются в помощи из-за злоупотребления спиртным, наркотическими веществами или в результате совершения умышленного преступления либо вели себя в браке недостойно, например играли в азартные игры;
- бывшему супругу или супруге, если брак длился недолго. Суд сам решает, какой брак считать непродолжительным, — учитывается возраст супругов, количество предыдущих браков, время проживания вместе и другие обстоятельства;
- нетрудоспособным и нуждающимся в помощи родителям, в том числе отчимам и мачехам, которые требуют алиментов от своих детей, если суд установит, что они уклонялись от выполнения родительских обязанностей или были лишены родительских прав;
- воспитателям, если те содержали и воспитывали детей меньше пяти лет или делали это ненадлежащим образом;
- нетрудоспособному нуждающемуся в помощи бывшему супругу, если он вступил в новый брак;
- ребенку, если он усыновлен другой семьей.
Источник: www.mos.ru
Как подать на алименты
Сколько денег и на что можно требовать
Алименты — это материальная помощь на содержание несовершеннолетних детей, одного из супругов, родителей или других родственников. Например, получать алименты могут нетрудоспособные дедушка или бабушка либо несовершеннолетние брат или сестра. Самый распространенный вид алиментов в России — выплаты на несовершеннолетних детей.
Обычно алименты — это деньги. Но родители могут договориться в специальном соглашении, что в счет алиментов пойдут траты на секции, отдых и одежду для ребенка.
Обычно алименты платят каждый месяц, но можно договориться платить реже. Например, перечислять на содержание ребенка 100 тысяч рублей раз в полгода вместо 16 тысяч каждый месяц — это тоже нужно указывать в соглашении.
Разберемся, какие алименты бывают, кто должен и не должен их платить и какие документы нужны, чтобы подать на алименты.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если родители развелись, это не значит, что воспитывать и содержать ребенка теперь должен кто-то один. Если после развода ребенок остается жить с одним из супругов, второй должен платить алименты на его содержание.
Вот кто кроме супругов может подать на алименты на несовершеннолетнего ребенка:
- Опекун или попечитель ребенка.
- Приемные родители.
- Усыновитель.
- Организация для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Орган опеки и попечительства.
Перечисленные выше люди и органы имеют право требовать алименты с родителей ребенка, даже если их лишили родительских прав.
Получать алименты может супруг в браке без развода. Согласно семейному кодексу, супруги обязаны материально поддерживать друг друга. Один супруг может отказываться помогать второму. Тогда второй супруг имеет право требовать с него алименты, если он:
- Нетрудоспособный и нуждается в помощи — он инвалид или пенсионер.
- Ухаживает за ребенком-инвалидом второй или третьей группы, пока ему не исполнится 18 лет, или ребенком-инвалидом первой группы — в том числе после 18 лет.
Если жена беременна или со дня рождения общего ребенка прошло менее трех лет, она тоже имеет право требовать алименты на свое содержание. В Орловском областном суде женщине удалось взыскать алименты с супруга в размере прожиточного минимума в регионе — 9694 рубля в месяц.
Право на алименты от бывшего супруга имеют:
- Бывшая жена во время беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка.
- Бывший супруг, который ухаживает за ребенком-инвалидом второй и третьей группы, пока ему не исполнится 18 лет, или ребенком-инвалидом первой группы — в том числе после 18 лет.
- Бывший супруг, который стал нетрудоспособным до развода или в течение года после него.
- Бывшая жена, которой исполнилось 55 лет, или бывший муж, которому исполнилось 60 лет, или если один из супругов вышел на пенсию не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака.
Перечисленные выше категории супругов имеют право на алименты, если бывший супруг имеет возможность их выплачивать, например имеет высокую зарплату или пенсию.
В суде такие дела не редкость. В Омске женщина обратилась в суд с иском, где просила расторгнуть брак и взыскать с бывшего супруга алименты. Истица была инвалидом и нуждалась в материальной поддержке и помощи. Суд удовлетворил иск и взыскал с бывшего супруга алименты — 3000 рублей в месяц.
Дети обязаны содержать своих родителей, если те нетрудоспособны и нуждаются в помощи. Например, если родитель инвалид или достиг предпенсионного или пенсионного возраста.
При этом дети должны быть старше 18 лет и трудоспособны. Еще важно, чтобы они могли себе позволить платить родителям алименты.
В Красноярске родители-пенсионеры потребовали алименты со своей дочери: 13 000 рублей на мать и 7000 рублей на отца — всего 20 000 рублей. У дочери есть несовершеннолетний ребенок, а получает она 14 000 рублей в месяц. Судья частично удовлетворила иск и взыскала с дочери алименты, но в гораздо меньшем размере: по 500 рублей в месяц на каждого родителя.
Если дети не помогают родителям, родители могут обратиться в суд и потребовать алименты. Но родитель должен быть нетрудоспособным, действительно нуждаться в помощи и суметь доказать это в суде.
В Тюмени пенсионерка требовала с детей алименты на свое содержание. Ее пенсия — почти 23 тысячи рублей плюс компенсации за лекарства и коммунальные услуги. Суд отказал пенсионерке в иске, поскольку ее доход выше прожиточного минимума в регионе. По мнению суда, пенсионерка может содержать себя самостоятельно.
Родителям не положены алименты, если их лишили родительских прав или суд установит, что они не выполняли обязанности родителей.
Кто еще может подать на алименты
Подать на алименты на свое содержание могут не только супруги или родители, но и другие родственники, если они нетрудоспособны и им больше некому помочь: несовершеннолетние или нетрудоспособные брат или сестра, дедушка или бабушка, внук, отчим или мачеха.
Еще на алименты может подать воспитатель, который воспитывал и содержал ребенка больше 5 лет, если только он не попечитель и не приемный родитель.
Кто может не платить алименты
В некоторых случаях алименты можно не платить.
Родитель. Если супруги заключили добровольное соглашение об алиментах, они могут прописать случаи, когда алименты можно не платить. Например, если супруга повторно вышла замуж и ее новый муж усыновил ребенка, если ребенок устроился на работу или открыл ИП до совершеннолетия.
Когда ребенок становится совершеннолетним, алименты платить не нужно. Исключение — если один родитель задолжал по алиментам. Тогда другой родитель имеет право потребовать выплатить долг даже после того, как детям исполнилось 18 лет.
Родитель может не платить алименты по решению суда, если его семейное или материальное положение изменилось. Например, отец ребенка стал инвалидом и не может трудиться на прежней работе. В этом случае он может пойти в суд и потребовать освободить его от алиментов. Но суд не всегда идет навстречу.
В республике Дагестан мужчина попросил суд снизить алименты на детей, потому что стал инвалидом. Он утверждал, что из-за этого изменилось его материальное положение. Раньше он платил почти 15 000 рублей в месяц на четверых детей, а в суде попросил снизить сумму до 5000 рублей. Суд в иске отказал, поскольку установленная истцу третья группа инвалидности не лишает его способности работать.
В другом деле отец платил по 6400 рублей на детей и захотел снизить размер алиментов. Мужчина решил, что раз он уже задолжал 226 тысяч рублей, то его материальное положение ухудшилось и он имеет право платить меньше. Суд посчитал, что долг по алиментам — не повод платить меньше, и в иске отказал.
Важно: ограничение или лишение родительских прав — не повод не платить алименты. Если суд лишил родителя прав на ребенка, отец или мать все равно обязаны его содержать.
Дети могут не платить алименты родителям, если суд установит, что родители уклонялись от своих обязанностей и не содержали ребенка. Также дети не платят алименты на родителей, лишенных родительских прав. В Красноярске одна женщина попыталась взыскать алименты с дочери, чтобы оплачивать жилье и лекарства. Но суд узнал, что ее лишили родительских прав, и в алиментах отказал.
Источник: journal.tinkoff.ru