Разрывной график работы водителей
Разрывной график работы водителей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Водитель автобуса доставляет сотрудников на работу. Водителю автобуса трудовым договором установлен следующий режим работы: рабочий день с 7.00 до 19.00, при этом с 10.00 до 12.00 и с 13.00 до 14.00 – это “разрывы” рабочего дня, с 12.00 до 13.00 – обеденный перерыв.
Каков порядок оформления разрыва рабочего дня? Можно ли установить доплату приказом, если в коллективном договоре это не отражено? Чем руководствоваться при определении размера доплат?
Прежде всего отметим, что в законодательстве отсутствует понятие “разрыв рабочего дня”. В связи с обращениями работодателей и работников по вопросам, касающимся разрывного режима рабочего времени (разрывного характера работы), Роструд неоднократно в своих разъяснениях отождествлял этот режим с разделением рабочего дня на части (смотрите ответы на Вопрос 1, Вопрос 2 и Вопрос 3 с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).
Данный режим рабочего времени определен ст. 105 ТК РФ, в соответствии с которой на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), предусмотрена возможность разделения рабочего дня на части. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии). При этом разделение рабочего дня сотрудников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта устанавливаются специальными нормативными правовыми актами (часть вторая ст. 100 и часть вторая ст. 329 ТК РФ). При этом особенностями регулирования труда называются нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила (ст. 251 ТК РФ).
Для водителей автомобилей специальные нормы установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (далее – Положение). При этом возможность разделения рабочего дня на части в Положении упоминается только в отношении водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах (п. 13 Положения) (смотрите также ответы на вопрос 4 и вопрос 5 с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).
В то же время, на наш взгляд, это не означает, что в отношении водителей автобусов, которые не работают на регулярных автобусных маршрутах, а также в отношении водителей других транспортных средств режим разделения рабочего дня на части не может применяться. Приведенной нормой установлены лишь особенности применения режима разделения рабочего дня на части для определенной категории водителей, при этом запрета или ограничения для применения указанного режима рабочего времени в отношении остальных водителей Положение не устанавливает*(1).
Таким образом, мы полагаем, что рабочий день водителя автобуса, который перевозит сотрудников организации, может быть разделен на части. Аналогичный подход можно встретить в разъяснениях представителей Роструда (смотрите ответы на вопрос 6 и вопрос 7 с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”). Такой же точки зрения придерживаются и другие специалисты (смотрите материал: Разделение рабочего дня на части и перерывы в работе (С.В. Манохова, журнал “Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения”, N 10, октябрь 2018 г.)).
Для этого, как уже отмечалось, работодателю необходимо принять с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) соответствующий локальный нормативный акт*(2) (смотрите ответ на вопрос 8 с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ; также с информацией по данному вопросу можно ознакомиться в следующем материале: Разделение рабочего дня на части (Е. Орлова, журнал “Налоговый вестник”, N 10, октябрь 2015 г.)).
Отметим, что на законодательном уровне необходимость производить доплату за разделение рабочего дня на части не предусмотрена (смотрите также ответы на вопрос 9 и вопрос 10 с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).
Вместе с тем в силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
К условиям, отклоняющимся от нормальных, может быть отнесена и работа с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1). Поэтому, на наш взгляд, работникам, рабочий день которых разделен на части, необходимо устанавливать доплату компенсационного характера (смотрите также, например, материал: Доплата работнику за разделение рабочего дня на части (Е.А. Соболева, журнал “Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 8, август 2018 г.)).
Установить такую выплату, а также ее размер можно и в локальном нормативном акте (приказе), которым вводится режим разделения рабочего дня на части для отдельных работников (смотрите также ответ на вопрос 11 с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, материал: Режим рабочего времени: что нужно знать работодателю (Б. Чижов, “Новая бухгалтерия”, выпуск 11, ноябрь 2011 г.)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
30 ноября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Более подробно об этом смотрите в ответе на Вопрос: Водитель корпоративного автобуса привозит утром и увозит вечером сотрудников. Режим работы по трудовому договору – с понедельника по пятницу, 8-часовой рабочий день с 08.00 до 17.00, ненормированный режим. Фактический режим работы – с понедельника по пятницу, (3,5-4 часа в день). Время выезда из гаража согласно путевому листу – 06.15, с 07.45 до 17.00 – свободное время. Согласно путевому листу время возвращения в гараж – 19.00. Очевидно, что режим работы не соблюдается. Рассматривался вопрос о разделении рабочего дня на части, но даже при таком режиме работы не удастся войти в рамки, так как перерыв между частями не может быть более 4-х часов. Какой можно найти выход из данной ситуации?
*(2) Отметим, что положения локальных нормативных актов становятся обязательными для исполнения только после ознакомления работников с ними. Поэтому с локальным нормативным актом, устанавливающим возможность разделения на части рабочего дня, соответствующие работники должны быть ознакомлены под подпись (ст. 22 ТК РФ). В последующем, если такой режим работы будет сохраняться для работников, принимаемых на соответствующую должность, с данным локальным актом необходимо будет знакомить вновь принимаемого сотрудника непосредственно при приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Источник: www.garant.ru
Режим труда и отдыха водителей автобусов в 2019 году
Дата публикации — 13.12.2018
Соблюдение режима труда и отдыха водителя автобуса – важный аспект обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Законодательство четко регулирует продолжительность пребывания за рулем, специальных и обеденных перерывов, межсменных периодов и других факторов. Для контроля режима труда и отдыха водителя в автобусах должен устанавливаться тахограф, отсутствие которого или неисправное состояние устройства наказываются штрафом.
Как составить график работы водителей
График составляют на месяц отдельно для каждой смены при многосменной работе. В этом документе, подписанном ответственными лицами, отмечаются:
- место и время начала работы;
- место и время окончания смены;
- время для отдыха и обеденный перерыв;
- дни отдыха.
Для шоферов дальних рейсов составляется отдельный график.
Способы учета времени работы водителей
Основой для графика работы является форма учета времени – ежедневная или суммированная.
Ежедневный учет
Эта форма контроля востребована для рабочего дня – не более 8 часов при 5-дневной рабочей неделе и не более 7 часов при 6-дневной рабочей неделе. Смена может укорачиваться при поездках по сложным дорожным участкам.
Суммированный учет
При такой форме контроля смены могут иметь разную продолжительность и разный период отчетности, оптимальный – 1 месяц. В курортных регионах и местах с сезонными работами отчетность может быть сезонной, длительность сезона – до 6 месяцев. По длительности смены существуют следующие ограничения: в стандартном варианте – 10 часов, в отдельных случаях – 12 часов. Период вождения за один день – не более 9 часов. В неделю не допускается проводить за рулем более 45 часов.
К случаям, когда может устанавливаться 12-часовая смена, относятся поездки на транспорте:
- аварийно-спасательном, пожарном, инкассаторском;
- обслуживающем руководителей, представителей органов власти различного уровня;
- технологические транспортировки внутри производственных объектов или карьеров в случаях, когда не требуется выезд на дороги общественного назначения;
- предприятий ЖКХ, медицинских учреждений, служб связи;
- автобусах, обслуживающих регулярные пригородные, городские, междугородные маршруты.
Суммированный учет может вводиться только после согласования с лицом, представляющим интересы работников. Сотрудники, принимаемые на предприятие с такой формой контроля, должны быть сразу ознакомлены с этим фактом. По суммированному учету могут работать как все водители организации, так и отдельные лица.
Примеры графиков работы водителей при разных формах учета рабочего времени
Вид учета рабочего времени
Длительность еженедельного непрерывного отдыха
рабочей смены перед выходным днем
Ежедневный учет, 5-дневная рабочая неделя
Ежедневный учет, 6-дневная рабочая смена
14 (13 – перед выходным днем)
15 (14 – перед выходным днем)
35 (считается за отчетный период)
Обязанности водителя
В рабочее время входит не только вождение, но и другие функции, выполняемые шофером и обозначенные в Трудовом договоре. Среди них:
- спецперерывы во время управления автомобилем и в конечных пунктах;
- подготовка к выезду, обслуживание автомобиля после поездки, при междугородных транспортировках – обслуживание транспорта в местах стоянок в начале и конце смен;
- прохождение медосмотра перед поездкой и после нее и следование к месту его осуществления;
Правила разделения рабочего времени водителей автобусов
Рабочее время может делиться на части, перерыв между которыми – до трех часов. Время отдыха и питания в это время не включается. Такой режим обычно востребован для водителей, доставляющих работников или учащихся к месту работы и учебы и домой.
Сверхурочные работы
Наибольшая продолжительность смены, разрешенная при ежедневном или суммированном учетах, может быть превышена в случаях, предусмотренных законодательством. Такие работы называют сверхурочными. Они разрешены в следующих ситуациях:
- Выполнение действий, которые нельзя реализовать в течение установленного времени. Отказ от них приведет к причинению вреда имуществу или другим неприятным последствиям.
- Необходимость выполнить обязанности, которые должен быть выполнить работник, не пришедший на смену. Руководство должно в сжатые сроки заменить отработавшего смену водителя.
Режим совместительства для водителей недопустим.
Время отдыха водителя
Еженедельный непрерывный отдых
Количество выходных установлено Статьей 11 ТК РФ:
- для пятидневной рабочей недели – 2 дня;
- для шестидневной – 1 день;
- для суммированного учета – устанавливается индивидуально, основное требование – на каждую полную неделю месяца должен приходиться выходной.
Обязательный непрерывный отдых, положенный шоферу каждую неделю, равен 42 часам или более. Междусменный отдых в это время не включается. Для вызова на работу шофера в выходной день необходимо его согласие. Обязательно оформление отдельного приказа. Ежегодный отпуск должен продолжаться не менее 18 дней.
Специальные перерывы
Специальные перерывы во время смены, ранее предоставлявшиеся только водителям, обслуживающих междугородные маршруты, сейчас предоставляются всем водителям. Первый положен после 4 часов управления без перерыва, следующие – через каждые 2 часа. Если такой спецперерыв совпадает с обеденным временем, то дополнительно он не предоставляется.
Перерывы для еды и отдыха
Перерыв, предназначенный для еды и отдыха, длится от получаса до двух часов. При смене, которая продолжается более 8 часов, может предоставляться 2 перерыва с суммарной продолжительностью от получаса до двух часов.
Междусменные перерывы
Междусменный отдых при ежедневной отчетности в два раза превышает период смены. При расчетах обеденный перерыв засчитывается в междусменный отдых. При 7-часовом рабочем дне последующая смена может начаться раньше на 2 часа, по сравнению с предыдущей. При суммированном учете продолжительность отдыха за сутки должна составлять минимум 12 часов. Существуют ситуации, в которых время ежедневного отдыха можно уменьшить:
- До 9 часов. Такое снижение времени отдыха допускается на городских и пригородных маршрутах, совершаемых на регулярной основе. После второй смены, отработанной в таком режиме, водителю обязаны дать отдых не менее чем на двое суток.
- До 11 часов. Обычно характерно для междугородных рейсов. Уменьшение времени отдыха до 9 часов допускается, но не более, чем три раза в неделю. На следующей неделе шоферу необходимо предоставить отдых, компенсирующий переработанные часы на прошлой неделе.
На междугородных маршрутах отдых между сменами может разделяться на две или три части. При этом одна из частей должна быть 8 часов или более, а общее время отдыха – 12 часов или более.
Ограничения по непрерывному управлению
Управление автобусом или другим транспортным средством занимает часть рабочего дня, и на время непрерывного управления транспортом накладываются определенные ограничения:
- В течение рабочего дня время вождения – не более 9 часов.
- При поездках на автобусах длиной более 9,5 м максимальная продолжительность непрерывного вождения – не более 8 часов.
- При суммированном учете – до 10 часов до двух раз в неделю, при этом общий период управления транспортом за неделю – до 56 часов, за две недели – до 90 часов.
У водителей, обслуживающих городские и пригородные автобусные маршруты, обычно самый высокий процент нахождения за рулем по отношению к общему рабочему периоду. Если в пути планируется находиться более 12 часов, то на смену заступают 2 шофера. В этом случае должно быть предусмотрено спальное место.
Виды графиков для водителей автобусов
Для водителей автобусов могут составляться следующие виды графиков:
- Сменный. Водители работают в соответствии с месячными графиками. Для длительных маршрутов составляется особый график, в котором отражается время в пути и стоянок.
- Разрывной. Этот график составляется в случаях, когда востребованность водителя в течение рабочей смены неодинакова. Суммарное время такой разорванной смены должно укладываться в рамки смены без переработки. Первый перерыв должен наступить не ранее чем через 4 часа после начала смены. Разрывной график устанавливается только при согласии шофера. Водитель проводит перерыв в месте, оборудованном для отдыха.
- Ненормированный. Такой график обычно составляется при суммированной отчетности.
Режим труда и отдыха водителей автобусов, работающих на дальних междугородных рейсах
Источник: www.buspiter.ru
Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф
Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха (РТО), не только потому что за нарушения положен штраф. Последствия нарушений режима — переутомление и невнимательность — часто приводят к авариям на дорогах. «Известия» приводят такую статистику: больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя. В статье расскажем:
- По какому графику может работать водитель.
- Учет рабочег времени водителя: сколько часов в день он может работать.
- Что входит в рабочее время водителя.
- Какие виды отдыха водителя существуют.
- Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси.
- Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя.
- Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей.
- Как оплатить штраф за нарушение РТО.
По какому графику может работать водитель
Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре. Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:
- Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании сменного графика, который работодатель составляет ежемесячно.
- Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
- Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.
Учет рабочего времени водителя
Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учета рабочего времени сотрудника-водителя.
- Ежедневный. Максимальная продолжительность рабочего времени не превышает 40 часов в неделю. При пятидневной неделе — 8 часов в день, при шестидневной — 7 часов в день.
- Суммированный. В течение дня или недели водитель может отработать больше нормы. Главное, чтобы суммарно отработанное время не превысило месячную норму. Этот метод учета используется, если из-за специфики работы появляется необходимость продлить рабочую смену. Например, при ненормированном графике.
При суммированном методе учета рабочее время может быть увеличено до 10 часов, но не больше двух раз в неделю. Общая продолжительность управления автомобилем за неделю не должна превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.
В исключительных случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов для водителей, занятых на:
- пассажирских перевозках в городе или пригороде,
- перевозках на дальние расстояния, чтобы добраться до места отдыха.
Такие сверхурочные работы не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Если поездка продлится больше 12 часов, на смену заступают два водителя, а транспортное средство должно быть оборудовано местом для сна.
Что входит в рабочее время водителя
Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:
- Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
- Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
- Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
- Регламентированные перерывы. Например, для отдыха от управления автомобилем, для обогрева при работе в низких температурах или для отвода теплоты при работе в жару и другие перерывы. Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4 первых часа за рулем. А в дальнейшем — не позже чем через каждые 2 часа. Отдохнуть нужно не менее 15 минут.
- Простои не по вине водителя.
- Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
- Охрана груза и автомобиля во время стоянки в транзитных пунктах.
- Если в рейс отправляются два водителя, учитывается время пребывания сменщика на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем.
Некоторые виды деятельности водителя могут оплачиваться не в полном объеме. Время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, работодатель может оплатить только на 50%. Время на охрану груза и автомобиля на 30%. При этом, если в рейс на одном автомобиле вышли два водителя, то время охраны груза засчитывается только одному из них. Эти моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.
Пример расчета рабочего времени водителя для разных видов деятельности:
Источник: onlinegibdd.ru
Разделение рабочего дня на части
Нормативно-правовой документ локального характера, в том числе соответствующий приказ, должен приниматься с учетом мнения уполномоченного представителя профсоюза.
Когда может быть установлен режим разделения рабочего дня
Допускается разделение рабочего дня на части работодателем в ситуациях когда:
- труд в организации или на предприятии носит особенный характер, к примеру, работа в учреждениях системы образования, в которых обучающиеся пребывают круглосуточно;
- отмечается разная интенсивность труда на протяжении рабочего дня. Подобная особенность характерна для транспортных структур.
При этом не допускается, чтобы суммарная длительность рабочего времени превышала предусмотренную длительность ежедневной работы.
Право приказом устанавливать подобный режим работы, а также регулировать все прочие вопросы, которые касаются установки режима, законодатель отнес к сфере локального урегулирования. Нормативно-правовой документ локального характера, в том числе соответствующий приказ, должен приниматься с учетом мнения уполномоченного представителя первичной профсоюзной ячейки.
На какие части разделяется рабочий день
Разделение рабочего дня на части осуществляется касательно некоторых категорий трудящихся в нормативно-правовых актах, принятых на уровне министерств. Например, относительно водителей автобусов, которые закреплены за регулярными маршрутами (к ним относятся городские, пригородные и междугородные) согласно Положению про особенности режима работы и отдыха водителей предполагается, что при наличии согласия представителей данной профессии, их рабочий день может быть поделен на 2 части.
Перерыв между ними может наступать не позднее чем через 4 часа после того, как начата работа. Длительность перерыва не может превышать 120 минут, а суммарная продолжительность работы ежедневно не может быть длиннее продолжительности ежедневной работы.
Доплата за разделение рабочего дня
При разделении рабочего дня на части возникают дополнительные неудобства для сотрудников, которые связаны с необходимостью покидать на определенный период рабочее место, а потом возвращаться обратно. Это компенсируется при помощи доплаты сотрудникам, которые вынуждены выполнять трудовые функции в подобном режиме.
Компенсация может предусматриваться на уровне законодательства, коллективного или трудового контракта, соглашения, а также нормативных актов локального характера, в том числе приказов. Такие выплаты не входят в размер оклада. Подобные компенсации предусмотрены для следующих категорий:
- женщин, которые работают в сельской местности, если имеет место разделение трудового дня части с наличием перерыва, длительность которого составляет более 120 минут. В этом случае производится доплата, которая составляет 30% от размера оплаты труда;
- для сотрудников ЖКХ, на определенные сферы бытового обслуживания и ремесленников установлен размер выплат, который не может быть менее 30%;
- руководителей железнодорожных структурных подразделений, для которых размер доплаты может составлять не более 30% от размера оклада.
Если имеет место разделение рабочего дня, предусмотренное отраслевым соглашением, положения нормативного акта локального характера, разработанные работодателем, должны быть разработаны согласно положениям такого соглашения.
В таком случае работодатель не имеет права определять уровень доплаты ниже, чем это было предусмотрено в отраслевом соглашении. Если нормативным актом локального характера не предусматривается доплата за разделение рабочего времени на части, трудящийся имеет право обратиться в госинспекцию труда для защиты своих прав.
В каких случаях обязательно разделение рабочего дня
Приказами и другими документами нормативного характера определяются профессии и должности, для которых может устанавливаться разбитый на части рабочий день. Так, например, Приказом Министерства связи определен следующий список профессий:
- руководитель отделения связи, принадлежащий к 5-7 группе;
- оператор приема/выдачи отправлений, в том числе телеграмм;
- оператор, который несет ответственность за почтовую доставку;
- почтальон;
- сортировщик отправлений;
- электромонтер станционного оборудования;
- телефонист переговорного пункта или справочной службы и т.д.
Возможность разделения рабочего времени предусмотрена для водителей Положением про особенности режима работы водителей. Подобными положениями предусматривается разделение трудового времени для:
- сотрудников метрополитена, а именно, сотрудников, которые имеют прямое отношение к сопровождению и обслуживанию пассажиров;
- педработников и прочих специалистов образовательных учреждений (например, школ-интернатов), в которых предусмотрено круглосуточное пребывание воспитанников или обучающихся.
Источник: advokat-malov.ru