Как определить страну происхождения товара
Как определить страну происхождения товара
Страна происхождения товара — это государство, в котором продукция получена, произведена или подвергнута достаточной переработке по определенным правилам. В закупках по 44-ФЗ это влияет на допуск заявки, получение преференций и изменение контракта.
Последние изменения
08.09.2020 департамент конкурентной политики и политики в области госзакупок евразийской экономической комиссии (ЕЭК) опубликовал проект решения коллегии ЕЭК об отдельных вопросах определения страны происхождения продукции для целей госзакупок.
Цель проекта — урегулировать вопросы определения страны происхождения товаров для госзакупок в рамках нацрежима. В проекте указано, что страну происхождения (за исключением промтовара, который включен в перечень, прилагаемый к проекту) для госзакупок определяют по правилам, которые являются неотъемлемой частью соглашения о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, подписанного в Ялте 20.11.2009.
А страну промтовара из перечня, который прилагается к проекту департамента, придется определять по условиям, производственным и технологическим операциям, которые закреплены в этом же перечне. Эти условия прописали по 10 направлениям:
- автомобиле-, судо- и станкостроение;
- железнодорожное и энергетическое машиностроение;
- легкая промышленность;
- химия и нефтехимия;
- холодильное и компрессорное оборудование;
- мебельная и деревообрабатывающая промышленность;
- спецмашиностроение.
Если производители промтоваров государства-члена не обеспечивают исполнение условий и операций, которые определены в перечне, такое государство-член вправе установить переходные периоды и их сроки действия. В переходный период поставщики государства-члена, который установил такой период, не участвуют в госзакупках других государств-членов по промтоварам из перечня.
Скачать проект решения коллегии ЕЭК об утверждении новых правил определения страны товара |
Скачать проект порядка об определении происхождения товара |
Скачать перечень условий для станкостроения |
Скачать перечень условий для автомобилестроения |
Скачать перечень условий для спецмашиностроения |
Скачать перечень условий для продукции энергетического машиностроения |
Скачать перечень условий для мебельной и деревообрабатывающей промышленности |
Скачать перечень условий для продукции железнодорожного машиностроения |
Скачать перечень условий для компрессорного и холодильного оборудования |
Скачать перечень условий для продукции легкой промышленности |
Скачать перечень условий для судостроения |
Скачать перечень условий для химической и нефтехимической промышленности |
Из-за последних изменений статья стала не актуальна!
Мы уже обновляем ее и скоро переопубликуем. Чтобы разобраться в новых правилах прямо сейчас, используйте бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс.
Как определить, где произведен товар
В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, что продукция признается происходящей из конкретного государства, если она:
- Полностью получена или произведена в такой стране.
- Подвергнута достаточной переработке, если при производстве товара использовались иностранные материалы.
Вот инструкция, как определить страну происхождения товара.
Если при производстве использовали иностранные материалы, такую продукцию считают происходящей из такого государства, если выполняется одно из таких условий:
1. В результате операций по переработке или производству классификационный код товара по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, которые использовали в производстве такой продукции, по ГС.
В государстве А при производстве «мебели» (код 9401) использовали иностранный материал «деревянные доски» (из государства Б) (код 4407).
В результате производства классификационный код иностранной продукции (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, государство, откуда происходит продукция, — А.
2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50% в стоимости произведенной продукции на условиях EXW.
В стране происхождения товара Россия или Российская Федерация при производстве «мебели» использовали иностранный материал «деревянные доски» (из Китая). Стоимость «мебели» на условиях EXW составляет 100 долларов. А подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готовой продукции составляет 45 долларов. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и место производства — Россия или Российская Федерация.
Для продукции, которая аналогична той, в отношении которой применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить, где продукция сделана, в подавляющем большинстве случаев:
1. Если при производстве использовались материалы, происходящие только из одного государства, отличного от того, в котором делали товар, то полученная продукция признается происходящей из государства, из которого происходят все используемые материалы.
В государстве А при производстве продукта «бананы сушеные» (код 0803, стоимость 100 долларов) используется иностранный материал «бананы свежие» (код 0803, стоимость 80 долларов) (из государства Б). Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, произведенный продукт «бананы сушеные» происходит из государства Б.
2. Если при производстве использовались материалы, происходящие более чем из одного государства, то полученный продукт признается происходящим из государства, из которого происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного продукта на условиях EXW.
В государстве А при производстве «смеси сухофруктов» (код 0813, стоимость 100 долларов) используются иностранные материалы «сушеный абрикос» (код 0813, стоимость 60 долларов) (из государства Б) и «сушеный чернослив» (код 0813, стоимость 30 долларов) (из государства В), а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов. Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенной «смеси сухофруктов» определяют по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т. е. государство Б. В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считают неизвестным.
Чем происхождение отличается от аналогичных терминов
Не путайте понятие страны происхождения с такими терминами:
- Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
- Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
- Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, иногда отличается от места изготовления продукции. Так, например, продукцию делают в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).
Как указать в заявке
Вот инструкция, как правильно указать страну происхождения товара в первой части заявки:
- Определите, где сделана продукция по непреференциальным правилам.
- Укажите страну для каждой позиции или пропишите, что все товары произведены в одном государстве.
Как указать страну на электронной площадке
29.02.2020 вступило в силу постановление правительства № 180 от 19.02.2020. Оно опубликовано на портале правовой информации. В этом постановлении указано, что при заполнении типовых форм заявок на участие в аукционе, конкурсе, запросе предложений участники закупки выбирают, где сделан товар, на электронной площадке из классификатора стран мира (ОКСМ). В этом же классификаторе прописан и цифровой код страны происхождения товара (СПТ). Например, у России — 643.
Это новое правило действует для всех процедур, кроме электронного запроса котировок. В п. 2 ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ указано, что заявка должна содержать документы, которые подтверждают, где сделана продукция. А про обязанность указать государство в заявке на электронный запрос котировок в этой норме закона нет ни слова.
Как подтвердить СПТ
Если заказчик установил запреты, ограничения и условия допуска иностранных ТРУ в рамках национального режима (ст. 14 44-ФЗ), участники обязаны подтвердить происхождение специальными документами. Эти документы прописаны в постановлениях правительства и приказе о нацрежиме. Такими документами могут быть:
- специальный инвестиционный контракт;
- годовой акт экспертизы ТПП;
- сертификат по форме СТ-1;
- акт экспертизы ТПП с информацией о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия.
А в приказе Минфина № 126н от 04.06.2018 от участников требуется задекларировать страну. Это значит, что достаточно указать ее в заявке. Дополнительных подтверждающих документов не требуется.
Как прописывают СПТ в контракте
Для закупок, которые объявлены после 01.01.2020, указывайте страну происхождения в условиях контракта при его заключении и при внесении сведений об исполнении контракта в реестр контрактов.
Инструкция, как в контракте прописать страну происхождения товара, сводится к копированию информации о стране из заявки участника в проект контракта.
Источник: goskontract.ru
Каким образом указывается наименование страны происхождения товара по закупкам в рамках 44-ФЗ?
Требование об указании страны происхождения товара входит в число обязательных при подаче первых частей заявок на участие в электронном аукционе и при подаче заявок на участие в открытом конкурсе. При заполнении поля в заявке с указанием страны наименования у участников нередко возникают определенные сложности.
- Понятие
- Какими документами подтверждается наименование страны
- Как правильно указать происхождение товара в заявке
- Последние изменения в классификаторе стран происхождения товара, актуальные на 2019 год
Понятие
В ФЗ-44 никак не раскрывается понятие страны происхождения товара в рамках осуществления закупочной деятельности. Для того чтобы определиться с официальной позицией в отношении указанного термина, можно обратиться к разъясняющему письму Минэкономразвития. В письме №Д28И-1889 от 2014 года заказчикам рекомендовано придерживаться понятия, которое было закреплено в ч. 1 ст. 58 Таможенного союза.
Согласно ему страна происхождения товара представляет собой государство или несколько стран, на территории которых товар произведен полностью или был обработан.
Для чего требуется указывать страну происхождения в заявке на участие? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 14 44-ФЗ. Здесь сказано, что для всех закупок, которые осуществляют государственные и муниципальные заказчики, действует национальный режим.
Помимо этого, для некоторых категорий товаров, произведенных в странах ЕАЭС (России, Беларуси и Казахстане) действуют 15%-е ценовые преференции. Перечень таких товаров утвержден Постановлениями Правительства.
Нужно ли в запросах котировок указывать подробные сведения о том, где был произведен данный товар? На основании п. 6 ч. 3 ст. 73 44-ФЗ требование об указании страны происхождения предъявляется заказчиком только в том случае, если закупка осуществляется в рамках национального режима. В ст. 14 44-ФЗ установлены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного производства, или ограничивается их допуск.
В остальных случаях пункта, который требовал бы указания на страну производства, в заявке на участие быть не должно.
Какими документами подтверждается наименование страны
При закупке через электронный аукцион страна происхождения товара указывается в первой части заявки на участие. Ко второй части заявки необходимо будет приложить соответствующие декларации и сертификаты на товар, которые запрашивает заказчик.
Отсутствие указанных документов не может стать основанием для отклонения первой части заявки, иначе это будет являться грубым нарушением закона.
При участии в конкурсе все документы передаются единовременно без разбивки на этапы.
Если заказчик не запросил дополнительные документы, то страну происхождения товара нужно просто задекларировать. При этом поставщик не имеет права сообщать недостоверные сведения, иначе заказчик может отказаться от подписания с ним контракта либо расторгнуть его в одностороннем порядке, а сведения о поставщике передать в РНП.
Как правильно указать происхождение товара в заявке
Для того чтобы правильно указать страну происхождения товара, необходимо учесть Постановление Росстата РФ от 2001 года №529-ст. Именно этот документ содержит официальные наименования стран происхождения и допустимые сокращения.
В перечень наиболее распространенных ошибок, которые допускают участники торгов, входят следующие:
- Участники используют сокращения, которые недопустимы по классификатору. Это, в частности, такие сокращения как РФ, КНР или США. Хотя данные сокращения являются широко употребимыми, но, согласно положениям классификатора, поставщику следует указывать такие наименования как «Российская Федерация» или «Соединенные штаты Америки», которые указаны в классификаторе. Согласно «Инструкции по делопроизводству ФАС» №325 от 2007 года, сокращение «РФ» в официальной документации не допускается.
- Другая ошибка – указание конкретного города или региона без упоминания страны. Например, «Московская область» или «Владимирская область». Хотя правильным является указание на «Российскую Федерацию».
- Еще одна ошибка – указание привычного наименования «Белоруссия» вместо правильного «Беларусь».
- В заявке не допускается использование фраз вроде «Товар российского производства», «Страна производителя – Россия» или «Произведено в России», хотя они и позволяют определить страну производства. В нужном поле заявки нужно просто указать «Российская Федерация».
Термин «страна происхождения товара» стоит отличать от термина «наименование происхождения товара». Согласно ст. 1516 Гражданского кодекса, под наименованием следует понимать конкретное место, которое ассоциируется у поставщика с уникальными товарами. Например, Вологодское кружево, Тульский пряник или Гжель.
Также страну происхождения стоит отличать от местонахождения производителя. Если в заявке на участие указать на производителя, то заказчик вправе ее отклонить из-за несоответствия документации о торгах.
Нужно понимать, что страна регистрации торгового знака также не совпадает со страной происхождения. Так, например, товар может быть произведен в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США (например, Apple).
Последние изменения в классификаторе стран происхождения товара, актуальные на 2019 год
В классификатор стран мира регулярно вносятся изменения. В числе последних изменений можно выделить:
- 2019 год: изменилось указание страны 328 – Гайна – Кооперативная Республика Гайана – GY – GUY.
- 2018 год: изменилось указание «748 – СВАЗИЛЕНД – Королевство Свазиленд» на «748 – ЭСВАТИНИ – Королевство Эсватини», полное название “Ливия” на “Государство Ливия” у кода LY.
Также, согласно последним изменениям в ФЗ-44, участник должен указывать на страну производства в первой части заявки, только если на указанную продукцию распространяются определенные запреты и ограничения. Это касается товаров из числа:
- Программного обеспеченияиз перечня Постановления Правительства (ПП) №1236.
- Изделий машиностроительной отрасли из ПП №656.
- Товаров легкой промышленности из ПП №791.
- Продукции из ПП №9.
- Мебели и товаров деревообрабатывающей отрасли из ПП №1072.
- Радиоэлектроники из ПП №968.
- Медицинских товаров из ПП№102 и лекарств по ПП№1289.
- Продуктов питания из ПП№832.
Таким образом, поступившие от участников закупок по 44-ФЗ заявки на участие должны содержать указание на наименование происхождения товара, которые предполагается к поставке. Для правильного указания страны происхождения участникам закупки следует придерживаться наименований, которые прописаны в Общероссийском классификаторе стран мира, утвержденном в 2001 году №529-ст. Если участник не будет придерживаться установленных правил, то его заявку могут отклонить.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: zakonguru.com
Статьи
Сведения о товаре в заявке участника
С 01.01.2020 Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ принципиально изменен подход к содержанию заявки в электронных процедурах. Речь идет об указании сведений о товаре, предлагаемом участником к поставке либо к поставке (использованию) при выполнении работ, оказании услуг.
Нужно отметить, что принятие Федерального закона от 27.12.2019 № 449 в ближайшее время породит большое многообразие противоречивой административной практики, которая, в отдельных случаях, к сожалению, закончится возложением административной ответственности на должностных лиц заказчиков и членов комиссий
Страна происхождения товара
Для разных процедур закупок установлены разные правила. Так, с 01.01.2020 для конкурса, аукциона и запроса предложений Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о предоставление страны происхождения товаров, предлагаемых участником закупке к поставке, в том числе поставляемых (прим.: ранее в Законе № 44-ФЗ было указано “используемых”) при выполнении работ, оказании услуг.
Поставляемый или используемый товар: в чем разница?
К сожалению, нормативно не закреплено отличие “используемого” и “поставляемого” товара. При этом совершенно очевидно, что при внесении изменений в Закон № 44-ФЗ в этой части, преследовалась цель исключить необоснованное затребование заказчиками характеристик по огромному перечню товаров, в том числе принципиально не важных заказчику, с целью отклонения заявок “неугодных” участников закупки, когда предметом закупки выступают работы или услуги.
Наиболее распространенный случай – закупки по текущему ремонту, при которых заказчиками в составе заявки требуются показатели практически по всем товарам из сметы. При этом делается это таким образом, чтобы правильно заполнить заявку могли только ограниченное число участников. Как правило, 1-2 участника закупки. Остальные же должны допустить ошибки, чтобы их заявки по формальным причинам были отклонены.
В обывательском понимании можно привести следующее различие “поставляемых” и “используемых” товаров между собой:
Поставляемые товары – это те, которые передаются участником заказчику самостоятельно и не расходуются при выполнении работ, оказании услуг (например, медицинское оборудование, мебель и т.д.).
Используемые – это те товары, которые расходуются при выполнении работ, оказании услуг (например, моющее средство, обои, клей, краска и т.д.).
Косвенными признаками поставляемых товаров являются: самостоятельный учет указанных товаров заказчиком, в том числе постановка их на баланс, передача товаров по товарным накладным и т.д. Однако, отсутствие таких признаков не свидетельствует о том, что товар “используется”, а не “поставляется”.
Как указывать страну происхождения товара?
До 01.07.2020 сведения о стране происхождения товара могут быть предоставлены участником в любом формате. Например, “РФ”, “Россия”, “Российская Федерация”. Участник при указании сведений о стране не обязан использовать общероссийский классификатор стран мира, а заказчик не вправе устанавливать требования о предоставлении сведений о стране в соответствии с таким классификатором. Все это справедливо для случая, когда сама электронная площадка не обязывает участника предоставить сведения о стране происхождения товара по классификатору.
С 01.07.2020 страна должна быть указана участником в соответствии с общероссийским классификатором. Во всяком случае такое требование на день написания настоящей статьи установлено на процедуры запроса котировок в электронной форме. Убеждены, что аналогичное требование также будет установлено для электронных конкурсов и аукционов, т.к. алгоритм работы электронных площадок должен быть единым. Соответственно, указание страны происхождения товара в формате “РФ” с 01.07.2020 будет недопустимо и должно влечь за собой отклонение заявки участника.
Характеристики (конкретные показатели) товаров
Характеристики товара должны предоставляться участником в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, составленной заказчиком. В данной статье мы не будем углубляться в вопрос о том, как и какие показатели должны предоставляться участником в том или ином случае. Это все очень индивидуально и зависит от многих составляющих. Если у Вас есть вопросы по заполнению заявки, Вы можете обратиться в Консультационный центр в сфере закупок “Закон.гуру” для их решения, в том числе по WhatsApp. Однако, мы обычно не занимаемся заполнением заявки со стороны участника.
Конкретные показатели по товарам должны предоставляться во всех случаях.
Исключений всего два:
-
Заказчиком при описании товара использовался товарный знак, т.е. товарный знак был непосредственно указан в техническом задании. Со словами “или эквивалент” или без этих слов значения не имеет. Если участник соглашается поставить (использовать) товар с товарным знаком, указанным заказчиком, то по данному товару участник может не предоставлять каких-либо показателей вовсе, даже в том случае, если указанные показатели представлены заказчиком в техническом задании в виде диапазонных значений.
Например , заказчик в техническом задании пишет: “Ноутбук HP или эквивалент. Цвет черный и серебристый”. Участник, согласившийся поставить ноутбук HP, вправе не предоставлять значение по его цвету, однако обязан предоставить сведения о стране его происхождения (например, “Китай”). Контракт с участником будет заключен в рассматриваемой ситуации на следующих условиях “Ноутбук HP. Цвет черный и серебристый. Про-во: Китай”. В ходе исполнения контракта участник вправе поставить ноутбук любого из указанных цветов, в том числе часть ноутбуков (если техническом задании предполагалась поставка нескольких ноутбуков) одного цвета, а часть другого.
Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
Источник: 44fz.ru
Каталог статей
- Бизнес-анализ
- Госзакупки и право
- Менеджмент
- Финансы
Многие наши клиенты при участии в госзакупках сталкиваются с большим количеством подводных камней при заполнении заявки на участие в аукционе или иных видах заказов. Имея абсолютно честные намерения вовремя поставить заказчику качественный товар, они самостоятельно подают заявку, а потом через несколько дней взволнованно звонят нам с одной и той же просьбой: нам срочно нужна консультация по госзакупкам, нас отклонили!
И всякий раз наши специалисты по госзакупкам выясняют, что клиент допустил ошибки в заявке, исправить которые подчас бывает не так легко. Одной из популярных проблем при подаче заявок является неуказание наименования места происхождения товара или производителя. Необходимость этой информации определена в ч.1б п.3 ст.66 Федерального закона 44. Как правило, анализ конкурсной документации показывает, что заказчик в точности копирует статьи закона и требует указания этих данных в заявке.
На наш взгляд, в большинстве случаев это требование является достаточно надуманным и подчас противоречивым.
Наименование места происхождения товара — что это такое
В соответствии с ч.1 ст.2 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок базируется на положениях Гражданского кодекса. В 44 законе понятие “наименование места происхождения товара” не определено.
Ст.1516 ГК РФ определяет это понятие как обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Государственная регистрация мест происхождения товара
При этом п.1 ст.1518 гласит, что наименование места происхождения товара подлежит государственной регистрации. Государственный реестр НМПТ содержит на сегодняшний день всего 149 наименований, то есть в большинстве случаев товар, планируемый к поставке, не обладает никакими особыми свойствами, которые как-либо определяются характерными для того или иного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Таких требований, как правило, не содержится и в аукционной документации.
Соответственно, указать наименование места происхождения товара поставщик чаще всего не может в связи с отсутствием НМПТ в государственном реестре и несоответствием его определению, данному в ст.1516 ГК РФ.
Если участник государственного заказа является производителем
Двусмысленная ситуация возникает у поставщика тогда, когда производителем планируемого к поставке товара является он сам. В соответствии с п.1 ст.54 наименование производителя – это наименование юридического лица, то есть наименование организации.
Однако, п.5 ст.66 44-ФЗ гласит, что наименование организации должно указываться во второй части заявки. Более того, п.15 ст.66 и п.19 ст.68 44-ФЗ обеспечивают конфиденциальность информации об участниках аукциона, указанной в п.5 ст.66 44-ФЗ до размещения протокола. Наименование организации прямо перечислено в ч.1 п.5 ст.66 44-ФЗ. Таким образом, заказчик не может его знать до размещения протокола.
Нарушение конфиденциальности сведений об участниках прямо нарушает п.2 ст.8 44-ФЗ, а именно принцип обеспечения конкуренции, являющийся основой контрактной системы в сфере закупок.
Однако, согласно ч.1 п.4 ст.67 закона непредоставление информации, указанной в ч.3 ст.66, в том числе и наименования места происхождения товара или наименования производителя, является полноценным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
В какой форме предоставляются сведения о месте происхождения товара
Таким образом, поставщикам, не желающим быть отклоненными, соблюдать этот пункт и указывать нужную информацию все-таки необходимо, и делать это нужно грамотно. Практика показывает, что ввиду отсутствия точной формы предоставления этих сведений, разные заказчики могут отклонять заявки, в которых даже имеется указание места происхождения товара или производителя, но не в правильной форме. При оформлении заявок нашим клиентам мы всегда руководствуемся имеющейся практикой конкретного заказчика, рассмотрения жалоб по данным мотивам в его регионе, специфику товара и конкурентной среды, в которой работает поставщик, и уже после тщательного анализа грамотно формулируем каждый пункт заявки. О том, какие проблемы могут возникнуть у Вас при оформлении заявки, Вы можете прочитать на этой странице.
Своим клиентам мы всегда напоминаем, что тендерный консалтинг гораздо эффективнее вести изначально на этапе составления заявки, нежели исправляя уже сделанные ошибки путем жалоб в контролирующие органы.
Все ссылки на законодательство приведены по состоянию на 18 сентября 2014 г.
Понравилась публикация? Поделитесь ей в соцсетях:
Источник: makfin.ru